«У СР сложная ситуация. По социологии ВЦИОМ она 5-процентный барьер не проходит...»
Дмитрий Солонников
Дональд Трамп заявил, что США должны возобновить ядерные испытания, прерванные согласно Договору 1996 года о всеобъемлющем прекращении ядерных испытаний. Трамп почему-то считает, что РФ, КНР, КНДР и Пакистан до сих пор проводят подземные ядерные испытания на большой глубине, которые сложно обнаружить. И США должны ответить аналогично.
Доказательств Трамп не привёл. У меня их тоже нет. Но я не верю, что Израиль мог создать свой ядерный потенциал (около 200 ЯБЧ) без ядерных испытаний. Израильские руководители молодцы — на все вопросы отвечают, что у Израиля ядерного оружия нет, но при необходимости он его применит.
Сейчас подземные ядерные испытания (ПЯИ) определяются по данным сейсмических датчиков. Но их показания не всегда точно указывают причину сотрясения земли. Так, к примеру, в 1912 году на Обуховском заводе заработал сверхмощный паровой молот, а в Ревельской обсерватории сейсмографы зафиксировали землетрясение средней силы в районе Санкт-Петербурга.
Скандальный выбор: Нью-Йорк захватили мусульмане и «коммунисты» в одном лице
Новый мэр Мамдани, противник Трампа, обещает легализовать проституцию, пустить мигрантов и обложить налогами богатых
Один важный профессор сказал, что землетрясение отличается от ПЯИ тем, что подавляющее большинство землетрясений происходит на глубинах свыше 100 метров. Ну и что из этого? В 1965—1971 годах американцы на острове Амчитка Алеутской гряды взрывали бомбы мощность до 5 мт в шахте на глубине около двух километров. Кстати, Амчитка находится в 175 км от наших Командорских островов.
Как видим, скрытые подземные ядерные испытания можно провести без особых проблем. Вероятность обнаружения ядерных испытаний в удалённых районах мирового океана, например, вблизи Антарктиды, тоже невелика.
В принципе можно скрыть космические ядерные испытания. Космические взрывы на орбите совершенно безопасны для населения даже в эпицентре. На всякий случай уточняю, что эпицентр — это не центр, как пишут некомпетентные журналисты, а проекция центра на какую-то плоскость. Зато космические взрывы весьма эффективно выводят из строя РЛС, системы связи и космические аппараты.
Так, 9 июля 1962 года ракета «Тор», запущенная с атолла Джонсон в Тихом океане, доставила на высоту 400 км заряд W49 мощностью 1,44 мт. Взрыв вывел из строя почти всю электронику на Гавайских островах в 1500 км, перебои со связью наблюдались в Калифорнии и даже на Тихоокеанском побережье Южной Америки.
В США объявили о выходе из строя трёх искусственных спутников и серьёзных повреждениях ещё семи. Я посмотрел их названия — все спутники гражданские. А что стало с американскими военными спутниками и спутниками СССР — неизвестно уже 63 года.
Таким образом, ядерные взрывы в космосе являются эффективнейшим, но при этом нелетальным оружием.
С 1945 по 1992 год США официально произвели 1054 ядерных взрыва. По данным СМИ, в СССР с 1949 по 1990 год произведено 969 взрывов.
Самая мощная в мире бомба АН602 мощностью 58,6 мт была сброшена с бомбардировщика Ту-95 В 30 октября 1961 года на Новоземельском полигоне. Самолёт Ту-95 В был переделан из серийного бомбардировщика Ту-95 в единственном экземпляре. Из-за больших габаритов бомбы Ту-95 В летел с открытым бомболюком.
Единственным реальным средством доставки «Царь-бомбы» тогда была 1550-мм торпеда весом 40 тонн. Однако к 1962 году работы по этой торпеде и её носителю — атомной подводной лодке проекта 627 — были прекращены. Идея возродилась в XXI веке на более высоком технологическом уровне в комплексе «Посейдон».
Стоит подробнее остановиться на подземных испытаниях. О них писалось куда меньше, чем об атмосферных, а главное то, что в США собираются возобновить именно подземные ядерные испытания.
А вообще зачем сейчас нужно проводить ядерные испытания? В 1996 году они были запрещены договором о всеобъемлющем прекращении ядерных испытаний, и вроде как-то без них 33 года обходились. Говорят, что для работы над ядерным оружием достаточно и компьютерного моделирования.
Я сам окончил факультет кибернетики в МИФИ. Но вспомним, как австрийский генерал Франц Вейротер абсолютно точно смоделировал ход Аустерлицкого сражения, вызвав восхищение Александра I и его генералов. Только престарелый Кутузов при докладе Вейротера заснул и громко захрапел.
А вот пример поновее. В начале 1990-х бравые айтишники, надув щёчки, доказали начальству, что испытательные пуски баллистических ракет из-под воды не нужны, и всё можно смоделировать на компьютерах. В итоге был разграблен большой ракетный полигон в Балаклаве, огромные погружающиеся стенды (4−6 тыс. тонн водоизмещением), на которых были испытаны все типы запускаемых из-под воды баллистических и крылатых ракет, отправили на металлолом. А затем при испытании новых баллистических лодочных ракет возникли проблемы. Подробно о них узнаем лет через 20.
Военная история сотни раз доказывала, что любое оружие можно проверить только в ходе боевых действий или как минимум при грамотных натурных испытаниях. Иначе работа по созданию нового оружия — это игра в рулетку.
А как определить срок годности к боевому применению спецзарядов? Причём, в комплексе, а не отдельно урановых компонентов и средств автоматики.
Ещё не менее важно выяснить действие спецзарядов на все типы вооружений от танков до космических аппаратов. Недаром в ходе атмосферных испытаний, проведённых до договора 1963 года о запрещении ядерных испытаний в трёх средах, на воде выставлялись десятки кораблей от авианосцев и линкоров до подводных лодок, а на грунте — тысячи танков, артсистем
Вторжение в Нигерию: Трамп будет огнем и мечом нести мир туда, где пахнет нефтью
Ради контроля над углеводородами президент США готов рядиться хоть в венок миротворца, хоть в плащ крестоносца
Появилась новая техника. Я не верю айтишнику, который даёт 100-процентную гарантию, что двигатели ракет, самолётов и дронов остановятся или не остановятся при взрыве спецзаряда. Да ещё когда гарантированно указывают расстояние от точки взрыва.
А как поведут себя РЛС, средства связи и космические аппараты? Что, будем использовать данные космических взрывов 1959—1962 годов? Или опять моделировать?
Единственный выход — проведение ядерных испытаний. Наименьший ущерб экологии и экономике, естественно, нанесут подземные испытания или испытания в «дальнем космосе».
Любопытно, что идея проведения ПЯИ возникла случайно. Американцы хотели проверить эффект ядерных БЧ ракет и бомб проникающего действия по заглублённым объектам — бункерам, подземных заводам
Для этого 19 ноября 1951 года США на полигоне в штате Невада провели испытания под кодовым обозначением «Uncle». Ядерный взрыв был осуществлён на малой глубине — всего 5,5 м. Мощность подорванного заряда составила 1,2 кт.
Первым полноценным подземным ядерным взрывом следует считать испытания 19 сентября 1957 года. На том же полигоне в Неваде американские военные провели испытания «Rainier». На этот раз ядерный заряд мощностью 1,7 кт подорвали в тоннеле в горной породе на глубине 275 м.
Первый подземный ядерный взрыв в СССР проведён 18 сентября 1961 года на Семипалатинском полигоне в наклонной шахте длиной 380 м на глубине 125 м. Взрыв мощностью в одну килотонну произошёл в специальной камере в конце туннеля.
Чтобы не допустить выброса радиоактивной пыли наружу, в туннеле создали три участка «забивки». Попросту говоря, три пробки длиной в 40, 30 и 10 м.
По всему туннелю разместили измерительную аппаратуру. А после второй и третьей «забивки» были созданы боковые боксы, в которых находилась научная аппаратура и изделия, предназначенные к проверке на воздействие ядерных взрывов.
На взгляд автора, размещение подобных изделий в штольне и боксах позволяло более точно измерять воздействие взрыва, чем на открыто расположенных на грунте изделиях при атмосферных взрывах.
Таким образом, предложения Трампа о возобновлении ядерных испытаний — «богатая идея». Пущай!
Тем более, что на вчерашнем (5 ноября) заседании Совета безопасности Владимир Путин уже поручил обсудить целесообразность возобновления ядерных испытаний. А министр обороны Андрей Белоусов отметил, что состояние полигона на Новой Земле позволяет провести там подобные испытания в сжатые сроки.
И тут возникает довольно безумная идея, но что-то в ней есть — а не предложить ли Трампу совместное испытание ядерных боезарядов у нас, на Новой Земле? Ученые будут довольны, расходы на испытания можно урезать вдвое, а уж какой воспитательный эффект для всего мира от такого перформанса получится!