«Всего 200 лет Закавказье находится в русской цивилизации. И мы его опять теряем...»
Каринэ Геворгян
Владимир Путин не приедет на первое заседание Совета мира, которое пройдёт 19 февраля в Вашингтоне. Никакого «зама» тоже не предполагается. Хотя ещё недавно казалось, что Москва готова активно участвовать в работе новой международной структуры. Её создатель — Дональд Трамп всё менее убедителен в роли директора всего мира?
Россия продолжает работу по формированию позиции относительно Совета мира Трампа, заявила на брифинге представитель МИД РФ Мария Захарова. «Мы учитываем, как настороженно к этой идее отнеслись очень многие страны на Западе и на Востоке, включая постоянных членов Совета безопасности ООН», — пояснял ранее Сергей Лавров.
Пропустит первое заседание и Александр Лукашенко. Его представитель объяснила, что приглашение поступило слишком поздно, а график президента Белоруссии слишком плотный. К тому же санкции ЕС мешают авиасообщению. Вместо Лукашенко в Вашингтон отправится глава МИД республики Рыженков. Разведчиком от Союзного государства.
Михаил Делягин о скандале в Госдуме: Telegram воюет на стороне России и обеспечивает ее внутреннюю безопасность
КПРФ собирается поднять вопрос о недопустимости блокировки мессенджера на отчете правительства в Госдуме
Обе неравновеликие его части — Россия и Белоруссия — были ещё недавно в числе первых, кто откликнулся на призыв Трампа вступить в Совет мира. Путин даже подколол Донни, предложив внести взнос в 1 млрд долларов из замороженных в США российских средств. Но теперь, когда дошло до дела, до первого конкретного шага, началась пробуксовка.
Первое заседание Совета мира будет посвящено урегулированию в Газе. Именно под этим соусом и создавалась эта структура. План Трампа по Газе был объявлен заранее и даже одобрен ООН (РФ и КНР воздержались). Реализуем ли он — неясно. Ближний Восток — пороховая бочка, где воюют всегда. Москва не хочет быть причастной к будущему провалу?
Наблюдатели отмечают, что в уставе Совета мира, принятом в ходе Давосского форума, Газа не упоминается ни разу. Странно для организации, которая создаётся с целью наладить жизнь именно в этом регионе планеты. И совершенно не удивительно, если речь идёт о попытке создания универсального механизма управления кризисами, а Газа только предлог.
«Совет мира» — это международная организация, стремящаяся содействовать стабильности, восстанавливать надежное и законное управление и обеспечивать прочный мир в районах, затронутых конфликтом или находящихся под угрозой конфликта", — говорится в разделе «Миссия» устава новой структуры.
Тот факт, что Трамп публично не противопоставляет Совет мира и ООН, и даже заявляет, что обе структуры будут работать на пару на благо всех, не может никого обмануть. Задушить в объятиях, внешне не придавать значения, подчёркивать отсутствие конфликта интересов — нормальные хитрости для того, чтобы усыпить бдительность, а потом уничтожить соперника.
Поэтому Совет мира с самого момента объявления о нём стали воспринимать как потенциальную альтернативу из рук вон плохо работающей ООН. Скептики отказываются верить. Невероятно! Разве можно заменить столь уважаемую, исторически сложившуюся структуру, созданную победителями по итогам самой кровавой войны человечества?
Но всё однажды когда-то начинается (до этого скептики не верили и в президентство Трампа).
В западной политической культуре создание альтернативных сущностей — структур, персоналий рядом с уже существующими, предназначенными на заклание, с последующей заменой старого на новое — распространённая практика.
Необязательно этому сопутствует успех. Но если на десяток попыток пара-тройка будут результативны, их автор окажется в выигрыше. Тот же, кто из опасений сам отказался пробовать, гарантированно остаётся с носом. Трамп пробует (да, движимый амбициями, тщеславием, что для политика нормально), а выйдет у него или нет, покажет время.
Приглашение сформировать новую международную структуру получили около 60 стран. В том числе Европа, Россия, Индия и Китай. При этом ни одна из стран Африки южнее Сахары не вошла в этот список. Трампу для перелицовки мирового порядка нужны только сильные и финансово состоятельные государства? Скорее всего.
Пока взрастить личинку будущего убийцы ООН у Трампа получается неважно. Большинство стран Европы, включая таких грандов как Британия, Германия, Франция, Испания, Италия, Швеция, Польша отказались войти в Совет мира. Причем не уклонились от ответа, а ясно объяснили своё решение тем, что не собираются составлять конкуренцию ООН.
Значение этого шага для судьбы Совета мира легко понять по реакции Трампа. В случае Франции он разбушевался и пообещал ввести 200-процентные пошлины на французское вино. В случае Канады, чей премьер критически высказался в Давосе о тарифной политике Белого дома, Трамп отозвал приглашение в Совет мира. То есть дал задний ход.
Среди согласившихся стать участниками Совета мира, причем без оговорок, в основном мировая периферия: несколько стран постсоветского пространства, а также Косово, Индонезия, Монголия, Парагвай, Саудовская Аравия, Пакистан, ОАЭ, Сальвадор, Въетнам, Албания, Камбоджа и мелкие страны Восточной Европы вроде Болгарии и Албании.
То есть Трампа — яркого представителя традиционной «белой» элиты американского общества (W.A.S.P.- белые протестанты англосаксонского происхождения) в Совете мира будут окружать в основном лидеры «цветных» стран и народов.
Личные его фанаты вроде Орбана и аргентинца Милея не изменят картину. В России это неважно, но в США…
Не исключено, что в глазах республиканских сторонников Трампа складывающаяся конструкция выглядит примерно так: страны Третьего мира согласились «поцеловать туфлю» президенту США, но так и должно было быть. Другие же значимые «белые» лидеры отказались признать превосходство американского лидера. Акела промахнулся?
Что считать победой в СВО — главный вопрос избирателей к партиям
Виталий Третьяков: «Единая Россия» получит меньше голосов, чем раньше
(Обычай целовать туфлю в католической традиции был жестом глубочайшего смирения перед Папой Римским, как наместником Бога на земле. После отмены церковного обычая в XX веке, выражение «целовать туфлю» стало означать унизительное подчинение, лизоблюдство, крайнюю степень низкопоклонства).
Неоднозначный, подвергнутый Европой сомнению статус Трампа может стать ещё одним поводом для нападок на него со стороны конкурентов внутри США. В ООН Вашингтон был первым среди равных, и его фактическое доминирование терпели, потому что это было не так обидно. Теперь Штатам открыто отказались подчиняться и это вскрыло их слабость.
Среди других поводов атаковать Трампа: провал мирного урегулирования на Украине, особенно с учётом завышенных предвыборных обещаний, неудачная реализация новой миграционной политики — отступление в Миннесоте, голосование Конгресса за отмену тарифов в торговле с Канадой, что может сменить всю тарифную политику США в мире.
Неудивительно, что рейтинг одобрения Трампа, по данным NBC, упал до минимума с начала его второго срока — 39% против 42% в декабре прошлого года. Кроме того, 65% американцев считают, что страна движется не туда. Падение рейтинга уже выходит за рамки личной популярности Трампа, приобретая институциональный характер.
Имея сильнейшую оппозицию внутри США, включая часть республиканцев, снижающуюся поддержку американцев, прямой антагонизм большей части Европы на фоне нейтралитета крупнейших стран, рассчитывать стать директором мира весьма опрометчиво. Почти наверняка у Трампа ничего не выйдет и Совет мира останется мёртворожденной структурой.
Ну, а раз так, зачем рваться присутствовать на заседании будущих неудачников? Тем более, «целовать туфлю» тому, кто уже продемонстрировал потолок своих возможностей.