«Все ключевые законопроекты рубятся на корню ЕР при поддержке сателлитов из ЛДПР…»
Сергей Аксенов


Азербайджан в очередной раз обвинил Москву — на этот раз в трёх преднамеренных ударах по своим дипмиссиям в Киеве. Резкие заявления Ильхама Алиева прозвучали на международной конференции по безопасности в Мюнхене. Недоумение по этому поводу Россия уже выразила. Но вопросы остались.
Вот, что дословно сказал президент Азербайджана: «После первой атаки мы предположили, что она могла быть случайной, и передали российской стороне все координаты наших дипломатических представительств. Несмотря на это, произошли ещё две атаки. Таким образом, речь идёт о преднамеренном нападении на дипломатическое представительство Азербайджана».
Россия восприняла «негодование Азербайджана» с недоумением. Российский МИД заявил, что Баку уже давали соответствующие разъяснения по поводу случившегося. «Повреждения комплекса зданий азербайджанской дипломатической миссии в Киеве, по всей вероятности, произошли вследствие некорректной работы средств противовоздушной обороны Вооруженных сил Украины», — отметили в МИД России.
Пол Робертс: Достижению мира на Украине мешает стратегическая ошибка Путина
Почему ведущиеся «мирные переговоры» наводят на мысли о мистификации
Там также добавили, что еще раз проинформировали Баку о том, что ВС РФ наносят удары по законным военным целям, в том числе в Киеве.
Но Алиев сделал вид, что пропустил это заявление российского внешнеполитического ведомства, хотя у него был шанс детально прояснить все вопросы во время встречи на полях конференции в Мюнхене с украинской стороной.
Интересно отметить, что заявление Ильхама Алиева по поводу якобы имевших ударов по азербайджанскому посольству произошло на фоне его встречи с Зеленским в Мюнхене и после визита вице-президента США Джей Ди Вэнса в Баку.
Зачем Алиеву именно сейчас понадобилась новая эскалация в отношениях с Россией? «СП» попросила высказать свое мнение политолога, директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова.
— На мой взгляд, основная проблема, которая создает трудности в отношениях с Азербайджаном — это поврежденный 25 декабря 2024 самолет «Азербайджанских авиалиний». Тогда погибли 38 человек. Во время встречи с азербайджанским коллегой в октябре 2025 года в Душанбе Владимир Путин подробно изложил обстоятельства крушения самолета.
По его словам, причиной стали пролет украинского БПЛА и технический сбой системы ПВО России. Кроме того, он заверил, что Москва выплатит компенсации семьям жертв и пострадавшим в авиакатастрофе. Российский президент принес извинения Ильхаму Алиеву.
Во время этой встречи со стороны России также прозвучало обещание опубликовать материалы расследования и назвать конкретных виновных. На сегодня этого, к сожалению, не произошло. В этой связи Азербайджан, видимо, копит обиды, — подытожил политолог.
Но тем не менее — почему Азербайджану в последнее время выгодно конфликтовать с Россией? Чьи геополитические интересы стоят за конфронтацией? «СП» попросила прокомментировать этот вопрос политолога Леонида Крутакова.
— Алиеву выгодно сейчас конфликтовать с Россией. Он реализует сейчас не собственный, а американский геополитический проект по Зангезурскому коридору в обход России.
Баку давно не самостоятельный игрок, эта небольшая республика зажата между интересов многих стран.
Один из самых амбициозных проектов в истории мировой нефтяной отрасли, трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, протянулся на 1773 километра в обход России.
Он напрямую связывает Азербайджан с Турцией. Разумеется, в строительство трубопровода вложились западные компании — в том числе американские и британская ВР.
Последняя вложила в проект около 15 млрд долларов. То есть Азербайджан получил выход на мировой рынок, минуя Россию.
«Коридор имени Трампа» дает Азербайджану прямой выход на Иран. То есть Азербайджан становится проводником интересов и США, и Британии, и Турции. Разумеется, в политике Баку будет играть в их игры.
«СП»: Можно ли говорить, что Россия теряет Закавказье как традиционную сферу своего влияния?
— Закавказье отрывают от России давно, и Баку не делает фактически ничего, чтобы сохранить с Москвой хотя бы видимость дружеских отношений.
Задержание в июле прошлого года в Азербайджане российских туристов и айтишников стало показательным шагом. Многие из них в азербайджанских тюрьмах до сих пор.
Арест российских журналистов, которых с трудом выпустили, — из этого же списка демонстративных антироссийских шагов Азербайджана. Нетрудно заметить, что Ильхам Алиев периодически идет на обострение отношений с Россией.
«СП»: С чем связан нынешний демарш по поводу обстрела посольства Азербайджана?
— Не исключаю, что вице-президент США, недавно посетивший Баку, дал отмашку. По команде хозяина Алиев начал очередные антироссийские выпады.
Он четко знает, что в азербайджанском обществе это пройдет на «ура», и он наберет таким образом очки. Да и хозяева будут довольны.
Остров Эпштейна на карте России — какие уроки должна выучить власть
Дмитрий Евстафьев: Общество ждет от верхов равноправного диалога, а не сеансов психотерапии
«СП»: Может ли Россия восстановить свое влияние в Закавказье, или регион потерян для нас окончательно?
— Все началось еще в 90-х, когда мы сделали приоритетом в отношениях со многими, в том числе и Закавказьем, просто торговлю, а не большие инвестиционные проекты.
У США они есть, у Китая есть свой международный проект «Один пояс — один путь», в который вовлечены несколько стран. А у нас все на уровне торговли овощами и фруктами на рынках.
Такая система в мировых отношениях больше не работает. Да, мы провозгласили многополярный мир, но какими экономическими проектами это было подкреплено? Сейчас в мире работают другие алгоритмы. Просто дружить никто не хочет, все хотят зарабатывать.
«СП»: Что делать с разросшейся азербайджанской диаспорой в России, ведь она потенциально может стать детонатором стабильности внутри нашей страны?
— Мы долгое время закрывали глаза на «серые схемы» в бизнесе, и Азербайджан этим ловко воспользовался.
«Теневая экономика» азербайджанской диаспоры опасна не только созданием в России ОПГ, но и тем, что это потенциальная «пятная колонна», и это уже — угроза российской государственности.