Помощник госсекретаря США Роберт Блейк, планировавший турне с посещением Казахстана, Киргизии, а затем и визит в Узбекистан с презентацией стратегии «нового Шелкового пути», внезапно раздумал ехать в Алма-Аты и Бишкек. В программе поездки — только Ташкент. Об этом, со ссылкой на уведомление американской стороны, сообщили источники в МИДах Казахстана и Киргизии.
Причины столь некорректного жеста официально неизвестны. Но газета «Литер» (орган правящей партии Казахстана «Нур Отан») сообщила, что итогом визита Роберта Блейка в Ташкент станет подписание договора о размещении американских войск на территории Узбекистана.
По данным издания, «заручившись поддержкой Штатов, Узбекистан может спокойно „отпустить вожжи“ в отношениях с соседскими странами, с которыми часто возникают ресурсные споры. США, со своей стороны, в подобном поведении Узбекистана заинтересованы. Ведь при таких обстоятельствах страна становятся очень зависимой от американской стороны». Более того, « при размещении американских военных в Узбекистане вооруженными базами США со всех сторон окажется окружен Китай. Также ожидаемо, что через Ташкент Вашингтон попытается влиять на Москву» — пишет «Литер».
Напомним, что в конце июня Узбекистан вторично приостановил свое членство в Организации договора о коллективной безопасности, в которой главную роль играет Россия. Тогда эксперты объясняли это тем, что, вероятно, Ташкенту удалось прийти к выгодному соглашению с Вашингтоном. Уже тогда многие прогнозировали, что вслед за этим в Узбекистане могут быть размещены и американские войска, которые выводятся из Афганистана. Это позволило бы Штатам, формально покинув Афганистан, одновременно сохранить свое военное присутствие в ключевом евразийском регионе. А Узбекистану — обеспечить стабильность правящего режима, который многими на международной арене воспринимается как диктаторский.
Однако помимо сомнительного имиджа страны, Ташкент сталкивается и с более серьезной проблемой. Так, в конце июня главком Сухопутных войск России Владимир Чиркин заявил, что «в связи с прогнозируемым обострением межгосударственных противоречий в сфере энергетики, водо- и землепользования в странах Центральной Азии могут возникнуть локальные вооруженные конфликты с участием Узбекистана, Таджикистана и Киргизии».
С вопросом, как следует расценивать американо-узбекистанское сближение, «СП» обратилась к заведующему отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрею Грозину:
— Четыре недели назад в Вашингтоне я слушал выступление господина Блейка перед экспертами из стран Центральной Азии, России и США по поводу их будущих планов в регионе и нового «Шелкового пути». Из этой речи можно уверенно сделать вывод, что Штаты всерьез обеспокоены тем, как будет складываться логистика и политический фон операции по сокращению их воинского контингента в Афганистане. Думаю, последнее решение по Узбекистану продиктовано именно этим. Что примечательно, обычно на подобного рода мероприятиях делегации вассальных государств стараются вести себя предельно корректно и неудобных вопросов не задавать. Но узбекская делегация вела себя так, что было ясно: она в Вашингтоне занимает совершенно особое положение. По крайней мере, своими вопросами ее представители неоднократно ставили господина Блейка в очень неудобное положение.
«СП»: — Многие опасаются появления американских военных баз в Узбекистане. Это направление считается «мягким подрюшьем» нашей страны, создающим особую угрозу нашей безопасности.
— Если что-то и появится, то это будут центры материального обеспечения, центры транзита и тому подобное. Я склонен считать, что все нынешние американские действия в странах Центральной Азии подчинены задаче «убегания» из Афганистана с минимальной потерей лица для действующей администрации. Вне зависимости от внутриафганского контекста американцы из этой страны уйдут. Скорее всего, они постараются задержаться там на каких-то базах или в качестве инструкторов. Но их станет гораздо меньше, а европейцы убегут совсем.
Исходя из этой реальности, ясно, что все, что будет происходить в Центральной Азии в ближайшее время, будет подчинено этой общей тенденции. Ясно, что чем меньше в Афганистане будет американцев, тем меньше в регион будет идти денег, меньше будет политической поддержки его лидеров, внимания к нуждам местных властных элит
США сейчас смотрят на Узбекистан с точки зрения очень серьезного, сугубо прагматического подхода. Есть проблема Афганистана — ее надо решить. А сделать это без Узбекистана не получится. Поэтому с ним надо активно работать. Что мы и видим.
«СП»: — Почему именно Узбекистан?
— Потому что его просто не обойти и не объехать. Это единственная страна, которая имеет железнодорожное сообщение с Афганистаном, в целом хорошее авиасообщение. Ни Таджикистан, ни Туркмения ничего подобного предложить не могут. Еще полтора-два года, пока американцы будут бежать из Афганистана, Узбекистан будет фаворитом для региональной политики США в Центральной Азии. Но даже после этого он будет играть важную роль в регионе.
С военной точки зрения новость рассматривает заместитель президента Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков:
— Известно, что Узбекистан дистанцируется от других стран Средней Азии, вышел из Организации договора о коллективной безопасности, и его руководство проводит очень двойственную политику. Это свидетельствует о том, что руководство страны или отдельные личности внутри него имеют серьезный материальный интерес в принятии решения о размещении на территории своей страны американских войск. Поэтому я вполне могу предположить, что это действительно произойдет.
«СП»: — Это создает какие-либо угрозы России или другим странам региона?
— Прежде всего, это угроза для самого Узбекистана. Но также и для всей Центральной Азии, поскольку появление там американских войск опасно даже для Китая. Пекин этого так не оставит. Ташкент столкнется с очень серьезной негативной реакцией на свое решение со стороны соседей. В итоге это нанесет ему намного больший ущерб, чем твердая установка на дружественные отношения с Россией с неприятием американского влияния.
«СП»: — Но в чем эта угроза будет выражаться?
— Американские войска там появятся не просто чтобы демонстрировать свое присутствие. Они появятся для реализации определенных действий. Американцами сейчас принято решение внедриться в Центральную Азию и закрепиться там. Действующий в Узбекистане режим их устраивает не в полной мере — им нужны абсолютно управляемые лидеры, чтобы дальше можно было использовать эту страну как плацдарм для реализации своей политики в регионе. Ее основные направления — смена режимов в республиках бывшего Советского Союза, воспрепятствование китайской экономической экспансии. И, вероятно, развертывание в регионе системы противоракетной обороны, ориентированной против России и Китая.
Скорее всего, через некоторое время после размещения в Узбекистане американских войск действующий там режим будет сменен. Но в данном случае Россия и другие страны ОДКБ уже не смогут обеспечить поддержку Каримову, поскольку там будут находиться американские войска.
«СП»: — А зачем нам это делать, если Каримов постоянно то входит, то выходит из ОДКБ?
— Да, но это наши соседи. Если в нашем мягком подбрюшье появятся американские войска, мы не сможем смотреть на это нейтрально. Нам надо будет принимать какие-то ответные меры. Если узбеки пошли на это, то они нанесли удар в первую очередь по самим себе. И только затем — еще и по нам. Экспансия исламистов приведет к обострению ситуации в центральной части нашей страны, в том же Татарстане