ЦРУ закрывает тайные тюрьмы в третьих странах. Об этом заявил директор ведомства Лен Панетта. В электронном послании, направленном своим подчинённым, Панетта сообщает, что с момента его назначения главой ЦРУ не было задержано ни одного нового террориста. Расторгнуты все соглашения с частными лицами, которые привлекались для охраны тайных тюрем за рубежом и проведения допросов. Панетта также заверил, что ЦРУ больше не прибегает к крайним методам допроса предполагаемых террористов, включая насильственное погружение в воду. Как теперь изменится пенитенциарная система в Штатах, как на ее фоне выглядит отечественная пенитенциарная система, рассуждает правозащитник Сергей Ковалев.
«СП»: — Сергей Адамович, американцы долго не отказывались от «жестких» методов допроса. Может, в борьбе с терроризмом цель до какой-то степени оправдывает средства?
— Видите ли, вопроса нет — конечно, такого рода методы совершенно недопустимы. Есть только другой вопрос — кто понесет наказание за то, что они практиковались? Государственная власть, закрывающая глаза на этого рода методы, или даже санкционирующая их, должна быть ответственна перед обществом. Просто отмена пыток недостаточна.
«СП»: — Применяются ли подобные методы в российских тюрьмах?
— Насколько я понимаю, у нас, в России, в этой форме и в таком масштабе ничего подобного не практиковалось. Побои и пытки при задержании, в милицейских органах — это практически система. А во время следствия, в тюрьмах, иногда тюремные власти действуют совершенно незаконно, негуманно, но не прибегают к пыткам.
«СП»: — А как наши действуют?
— Приводить примеры — их достаточно. То, что происходило с Алексаняном, и до сих пор, кажется, не завершилось с Бахминой. Это издевательская мелочь с холодильником для Платонова. Словом, это издевательство, но не пытки. Милицейский произвол — да, с ним не борются. Есть еще длинный ряд, так сказать, претензий к пенитенциарной системе. Это поиски палачей среди контингента заключенных. Понимаете, все эти бригады по поддержанию порядка — все это грязные дела, которые делаются чужими руками. Об этом довольно много можно говорить, какие методы применяют эти заключенные, ставшие, так сказать, на путь исправления, по отношению к «отрицалову», как говорят в лагерях. Это есть. Но государство, своими руками, руками своих служащих, пыток не применяет — будем справедливы. Или маскируют их тюремными бунтами, вводя ОМОН внутрь зоны. Но это — не вопросы дознания, не вопрос получения сведений. Этим вбивают рабское послушание, но этим не добиваются каких-то сведений.
«СП»: — То есть у каждой страны — свое?
— В каждой пенитенциарной системе свои тараканы, что называется. Но и то, и другое, ясно, требует контроля общества, и ясно стоит вопрос о возмездии.
«СП»: — А американцы будут искать виновных, как вы думаете?
— Это уже делалось в Америке — наказывали особо отличившихся в жестокости во вьетнамской войне, наказывали охранников тюрьмы Абу-Грейб. Я не пророк и не предсказатель. Но американцы могут пойти до конца, они доказали, что могут. Другой вопрос, что ранг подсудимых в этих случаях оказывался пониже, чем надлежало бы. Отвечать за подобные вещи должно достаточно высокое начальство. Такова обоснованная практика в такого рода случаях. Понимаете, если на корабле юнгу избивают члены команды, отвечает главный виновный — капитан.
Как американцы выбивали показания из заключенных
Напомним, в начале марта 2009 года американская газета The Washington Post опубликовала выдержки из отчета «Красного креста и красного полумесяца» помеченного грифом «совершенно секретно». Так газета со ссылкой на данные секретного отчета гуманитарной организации сообщалат, что в тюрьмах ЦРУ практикуется «жестокое, бесчеловечное и унижающее» обращение с заключенными. Подобные действия грубо нарушают положения Женевской конвенции. В тюрьмах ЦРУ США применялись пытки по отношению к заключенным. По свидетельству 14 членов «Аль-Каиды», оказавшихся в военном лагере в Гуантанамо, их избивали, не давали спать, погружали надолго с головой в воду, а также охлаждали их камеры.
Автор статьи Марк Деннер отмечает, что, по меньшей мере, пять копий отчета были направлены администрации президента Джорджа Буша в 2007 году. Однако в ответ Буш заявил, что нормы международного права по отношению к заключенным соблюдаются.
Тюрьма в Гуантанамо лишилась репутации после появления в Интернете любительских видеокадров: тогда воочию страна увидела все те издевательства над заключенными, которые творили американские солдаты. Как выяснилось позднее, они делали это по приказу начальства, чтобы сломить дух узников. Но в изощренности им было не занимать. Так как узники в основном мусульмане, то многие издевательства были связаны с религиозным давлением. На базе Гуантанамо происходили пытки фальшивой менструальной кровью и «испытания проститутками». Девушки-солдаты соблазняли молодых арабов, щеголяя перед пленниками в трусиках-стрингах. Это доводило заключенных до исступленных истерик и серьезных срывов.
Также известен факт, что пленников все время привязывают к кроватям и освобождают только для того, чтобы под конвоем сходить в туалет. А еще в свое время правозащитники справедливо негодовали по поводу санкционированных правительством, особенно Бушем, пыток. Например, в виде имитации утопления, лишения сна, причём Пентагон не считал такой подход бесчеловечным — американцы с удовольствием казнили заключённых, которые дали признательные показания под пытками. Ведь, по мнению властей, издевательства необходимы ради главной цели — добиться того, чтобы заключенные описали всю цепочку вербовки членов «Аль-Каиды», контакты, внутреннюю иерархию организации и убежище главарей.
Некоторых арестованных, по сообщениям международных экспертов, заставляли долгое время стоять, избивали, предварительно надев ошейник, оставляли на долгое время обнаженным, давали только жидкую пищу, обливали холодной водой. При Дж. Буше в Белом доме такие способы получения информации называли «альтернативными методами ведения допроса».
Фото [*]