На это «кресло», вернее — на бубен претендуют пока чуть менее двухсот человек. Все они занесены в реестр действующих шаманов России и живут в разных уголках России — кто в Туве, кто в Хакасии, кто в Сибири… Есть шаманы и в Москве, а некоторые из них готовы побороться за главный бубен.
Эту удивительную новость поведало так называемое «Общество исследователей протокультуры «Мезосознание α (альфа)». А на сайте журнала «Шаманство» организаторы выборов вывесили список всех кандидатов с краткой характеристикой каждого.
Например, первым в этом списке значится шаман по имени Айдын, о котором сообщаются следующие сведения:
«Посвященный алтайский шаман. Отец Айдына погиб под Сталинградом в 1942 г. Мать одна воспитывала пятерых детей, жили впроголодь. Когда Айдыну исполнилось 7 лет, он стал пасти колхозное стадо баранов. Тогда же и получил дар предвидения от неизвестного старика. Однажды, когда Айдын чабанил, небо внезапно заволокли тучи, поднялся холодный ветер и повалил густой снег. Пробираясь сквозь снежную пелену, Айдын поскользнулся и упал в реку. Сильно ударился головой и потерял сознание. Очнулся в избе, рядом сидел незнакомый старик с белой бородой. Старик нашел его на берегу и перенес в свой дом… Потом он сказал: „Тебе будет открыто будущее“. Вывел из избы и показал направление домой… Способности прорицателя проявлялись неоднократно, в том числе и во время службы в армии. Ему даже предложили поступить в школу КГБ, но он отказался. Осенью 1978 г. в пещере Тунгушской за Семенским перевалом Айдын был посвящен в шаманы…» И т.д.
Или вот еще — Дашиев Бальжинима Баян-Дылгырович.
«Потомственный бурято-джахарский шаман, имеет 4 посвящения. Родился в 1965 г. в с. Цокто-Хангил Агинского р-она. По линии отца, несколько поколений назад, был шаман ─ Аюша-боо, от которого был передан дар. В 1992 г. у Б. Дашиева начались проблемы со здоровьем. Он понял, что его преследует шаманский дух, и стал обращаться к местным шаманам, с просьбой закрыть дар. Никто из них помочь ему не смог. Тогда он совершил самопосвящение на священном месте Батор-обоо, близ Будалана. Это помогло лишь отчасти. В 1998 г. он обратился к известной шаманке Н.А. Степановой, которая порекомендовала ему поехать в Монголию к шаману Заарин Церен-боо за посвящением, что он и сделал…»
Впрочем, список претендентов не окончательный, и шаманам, которые еще не вошли в него, предлагается выслать по электронной почте подробную анкету о себе. Эти данные в случае их утверждения оргкомитетом, будут внесены в окончательный список кандидатов на получение звания «Верховный Шаман России».
Снять ту или иную кандидатуру из списка может только сам кандидат, обратившись с соответствующим заявлением.
Выборы Верховного Шамана России пройдут в два этапа. В течение первых трех месяцев будет идти голосование по общему списку действующих шаманов. В результате, будет названо 12 человек. Следующие три месяца из них также путем голосования составят шорт-лист, в которых войдут 3 претендента. И уже третье голосование назовет Верховного Шамана России.
Поскольку организаторы утверждают, что выборы будут всенародными, то участвовать в них предлагается всем гражданам России. Но на каждом этапе можно отдать лишь один голос.
Имена кандидатов расположены в списке в алфавитном порядке с указанием региона. В некоторых случаях вперед вынесено более известное шаманское имя, а в скобках приводится уточнение. Председателем избирательной комиссии назначен шаман Шончалай Ховенмей из Хакасии.
Из досье «СП»
Организация «Мезосознание α» действует в Москве с 1996 года (первоначальное название — Творческая группа «Странник»). Создали ее писатель, этнограф и посвященный шаман Олард Диксон и исследовательница шаманизма Лора Ди. В Общество вошли ученые различной специализации (антропологи, психологи, физики, медики
В октябре 1999 году был организован Съезд московских шаманов, после чего образовалась Организация шаманов «Клан Ворона», которая объединила представителей разных народов (тувинцев, ненцев, русских, хакасов, татар, ульчей, бурят
Как утверждают создатели, в рамках общества совершаются экспедиции на Крайний Север, в Сибирь, на Дальний Восток, ведутся полевые исследования, пишутся книги и статьи, организуются лекции и семинары, проводится обучение техникам вхождения в измененное состояние сознания. Оказывается поддержка региональным авторам, пишущих о шаманизме, и помощь в публикации их работ. Собран большой архив редких и старинных этнографических материалов по шаманизму и традиционной культуре народов Сибири и Крайнего Севера (XVIII — XX вв.): фотографии, рисунки, рукописи, книги, экспедиционные дневники, видео-аудио-граммзаписи
«Мезосознание α» и Организация шаманов «Клан Ворона» сотрудничают со многими шаманскими организациями по всей стране, с Российской Академией Наук, со специалистами самых разных направлений в науке и искусстве.
Фото [*]