Утром в четверг, 20 февраля, в Киеве возобновилось силовое противостояние. Таким образом, перемирие, объявленное вечером в среду президентом Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, продержалось всего одну ночь.
У здания дворца на улице Институтской рядом с Майданом с утра слышны выстрелы, поднимаются клубы черного дыма, взрываются петарды. В громкоговоритель объявили о необходимости срочного вызова реанимации и «скорой» к Дому профсоюзов, поскольку есть раненные.
Протестующие открыли стрельбу по правоохранителям из окон консерватории, по «Беркуту» ведет огонь снайпер. По сообщению МВД Украины, засевший где-то на крыше консерватории стрелок ранил 20 спецназовцев. Кроме того, радикалы подожгли милицейский водомет.
Призыву к перемирию не последовали, в первую очередь, радикально настроенные националисты. «Кто-то там хочет остановить народное восстание путем провозглашения фальшивого перемирия. Официально заявляю, „Правый сектор“ не подписывал никаких соглашений, ни с кем ни о чем не договаривался», — написал в Facebook лидер организации Дмитрий Ярош.
Сторонники оппозиции заняли Октябрьский дворец на Институтской улице, в котором расположен Международный центр культуры и искусств и «Украинский дом» — культурно-деловой центр на Крещатике. У входа в «Дом» протестующие возводят баррикады, передает ИТАР-ТАСС. По сведениям агентства, часть радикалов пустились вслед за сотрудниками правоохранительных органов, которые выбежали из здания.
Тем временем в Верховной раде объявили эвакуацию. Вслед за этим, свои служебные кабинеты покинули сотрудники камбина и администрации президента. Им предложили разъехаться по домам и оставаться на связи. Эвакуация началась также в гостинице «Киев», расположенной на улице Грушевского. По данным ИТАР-ТАСС, в ней живут некоторые депутаты Верховной рады.
Майдан расползается в регионы. Под контролем радикалов оказались горадминистрации в Волынской, Ровенской, Львовской, Ивано-Франковской и Закарпатской областях. СМИ и соцсети облетели кадры, как распоясавшиеся молодчики пытают губернатора Волынской области Александра Башкаленко — во время штурма здания областной милиции ему разбили голову, а затем приковали наручниками к сцене. Во Львове в четверг радикалы выкатили на улицы захваченные накануне противотанковые пушки.
На этом фоне странно выглядит реакция Запада. Как стало известно, в Киев экстренно вылетает спецмиссия Европарламента «Альянс либералов и демократов за Европу». Делегация, которую возглавит лидер группы либералов в Европарламте Ги Верховстад, намерена «встретиться с лидерами оппозиции, представителями Майдана, гражданскими активистами и протестующими». «Важно показать нашу солидарность с теми, кто протестует, чтобы защитить свое демократическое право. Вот почему я решил поехать в Киев», — заявил Верховстад.
Вопрос лишь в том, чем закончится такая защита «демократических прав». Пока этот вопрос остается открытым.
— На Украине идет медленное, но верное разворачивание гражданской войны, — убежден заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Я в оценке нахожусь в рядах пессимистов. Ситуация уже получила направление развития и внутреннюю логику. Характерный пример: в среду Янукович полночи сидел с лидерами оппозиции, стороны договорились о перемирии. И вот с утра пошло «перемирие» — в центре Киева грохочет стрельба.
На мой взгляд, лидеры оппозиции давно утратили контроль над ситуацией. У меня такое чувство, что еще чуть-чуть — и контроль утратит и Янукович, и события начнут развиваться по логике гражданской войны. Разумеется, в украинском ее варианте. Если помните, основные бои Гражданской войны 1917−1923 годов проходили на Украине в виде хаотичной борьбы с разнообразными бандами «зеленых». Сейчас, боюсь, этот сценарий может повториться.
Нынешние националисты тоже не будут никому подчиняться. В том числе — лидеру «Правого сектора» Дмитрию Ярошу. Думаю, даже если удастся договориться о перемирии с ним лично, соглашение соблюдаться тоже не будет.
«СП»: — Чего хотят националисты: сформировать собственные органы власти в западных регионах страны, или подчинить себе всю Украину?
— Безусловно, подчинить всю Украину. Причем, уже не в варианте мягкого националиста Ющенко, а в формате жестких националистов «Свободы». Радикалам играет на руку и определенная пассивность востока и юго-востока Украины, и факт, что столица — как и положено при революциях — во многом на их стороне.
«СП»: — Трудно представить, что захват власти, скажем, в Донецке, пройдет так же гладко, как во Львове…
— Я и не утверждаю, что это будет легко сделать. Просто захват всей Украины — программа-максимум националистов. Сейчас они явно пытаются ее реализовать. Замечу к месту: как раз националисты, в случае возникновения пророссийского «майдана» в Донецке, разберутся с ним очень быстро и решительно — с помощью силовых структур и армии, которая сейчас играет в независимость.
«СП»: — В среду стало известно, что в Тернополе «Беркут» сложил оружие и стал на сторону Майдана. Получается, силовые структуры тоже начали делиться на «своих» и «чужих»?
— Конечно, так всегда на гражданской войне и бывает. Вспомните нашу Гражданскую: Красная армия, армия генерала Слащева, Добровольческая армия Деникина… В украинском варианте — батька Махно, и далее по списку. Сейчас будет происходить то же самое.
«СП»: — Могут ли националисты захватить Крым с помощью проживающих там татар? Татары в 1990-е всерьез угрожали вырезать русско-украинское население автономии, сейчас они могут объединиться с националистами?
— Сейчас татарам уже есть, что терять, и они в целом довольны тем, что приобрели. Поэтому татары придерживаются спокойной позиции. Кроме того, не будем забывать, что в Крыму присутствует российский Черноморский флот. Это, безусловно, стабилизирующий фактор.
«СП»: — Есть ли надежда, что Украина не сползет в гражданскую войну?
— У меня остаточная надежда только на то, что Владимир Путин и Ангела Меркель о чем-то договорятся и найдут компромисс.
— Ситуация на Украине, с одной стороны, крайне напряженная, а с другой — крайне неопределенная, — считает заместитель директора Российского института стратегических исследований, руководитель Центра исследования проблем стран СНГ и Балтии Тамара Гузенкова. — Неопределенность заключается в том, что боевики и радикальная оппозиция наседают и раскручивают радикальный сценарий развития событий, а власть при этом тормозит и не прибегает к крайним мерам, которые в этих условиях требуются от правительства и государства.
Проблема в том, до какой степени оппозиционеры готовы идти на штурм власти и до какой степени власть готова отступать и не принимать решительных мер.
Если бы вся эта ситуация была актуальна только для Киева — это было бы полдела. Но самое печальное, что сейчас на киевскую ситуацию с тревогой и чувством неопределенности смотрят все регионы. Постепенно не только опасения, но и реальная угроза радикальных выступлений начинает, как пятно бензина, расползаться по всей стране. То там, то здесь радикалы пытаются предпринять акции и штурмы. Запад Украины уже в течение многих недель живет под диктовку радикалов, Восток более-менее успешно отбивает эти атаки.
Ждать улучшения ситуации достаточно сложно. Так называемый переговорный процесс зашел в тупик, он абсолютно неактуален.
Представители от оппозиции, в нем участвующие, потеряли свою легитимность. Показателен факт, что Виталия Кличко и Арсения Яценюка на днях отказались принимать в Берлине и разговаривать с ними. Тем не менее, парламентская оппозиция смотрит в сторону Запада и ждет, что посоветуют Евросоюз и США.
В свою очередь, действующая власть находится в состоянии окопного сидения. Ее представители не выходят на связь с общественностью. Да, обращение президента Януковича к гражданам демонстрировалось в среду по всем украинским телеканалам — но и только. Переговоры, видимо, идут, но в непубличной сфере. Внешне власть не предпринимает решительных шагов, и постоянно одергивает силовые структуры, не разрешая им эффективно противодействовать особо радикальным акциям.
Все ждут, что ситуация двинется в ту или иную сторону, но пока ни у кого нет четкого понимания, как будут развиваться события. Думаю, если еще месяц назад многое зависело от Киева, то сейчас многое зависит от регионов.
«СП»: — Ряд украинских политологов считает, что в Киеве относятся к России, скорее, негативно. Якобы в рядах оппозиции распространено убеждение, что Януковича на силовой сценарий подталкивает Путин, и украинский президент таким образом отрабатывает российский кредит в 15 млрд. долларов. На Украине действительно растут антироссийские настроения?
— Мы — группа российских экспертов — в течение нескольких последних дней объезжаем восточные области Украины. Могу авторитетно сказать: не было бы счастья, да несчастье помогло. За последние годы я никогда не видела на Украине такого позитивного отношения к России, ожидания поддержки и помощи с ее стороны, всплеска пророссийских настроений. Это чувства исходят не только от простых украинцев, но и от представителей власти, которые связаны многими условностями. Все они говорят, что Россия должна при любых раскладах оставаться партнером и помощником, по крайней мере, Восточной Украины…
— Выхода из ситуации пока не видно, — отмечает заведующий отделом теории и истории политической науки Института политических и этнонациональных исследований имени Куроса НАН Украины (Киев) Николай Михальченко. — Если бы даже силовым образом был разогнан Майдан, нельзя разогнать всю Украину. Нужно ситуацию решать кардинально. Три с половиной года президент Янукович правил страной, опираясь на нелегитимную Конституцию. Ему предложили хороший выход — вернуться в конституционное русло. Но вместо этого он предпочел силовое воздействие. Многие в Украине говорят, что в Сочи Янукович получил инструкции у советников Путина, которые призывали его к вооруженному конфликту.
Противостояние уже охватило всю страну. Вы в России, возможно, несколько преуменьшаете значение Киева, воспринимаете его изолированной территорией. На самом деле, Киев — ориентир для Украины. Сейчас в центре страны и в западных регионах снова начались захваты администраций, штурм органов МВД. Да, эти процессы не захватили пока восток и юго-восток Украины. Но и восточные регионы просыпаются, потому что им тоже не нравится действующая власть.
Да, 25−30% населения власть Януковича поддерживает, просто потому, что он — власть. Это вызывает сожаление.
«СП»: — В России считают, что Украину может охватить гражданская война, которая приведет к расколу страны. Вы разделяете эти опасения?
— Перестаньте эксплуатировать эту мифологему: Украина едина, ее сплачивает противостояние диктатору. После кровавой ночи на среду Янукович перестал быть политиком и государственным деятелем — он стал просто диктатором. Как бы события не развивались, диктаторы всегда заканчивают одинаково: либо бегут из страны и их принимает Россия, либо предстают перед судом. Хочу сказать одно. Все мы знаем высказывание американского президента Эйзенхауэра о гаитянском диктаторе Дювалье-старшем: «Он, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын!» Не делайте в России ошибку, не считайте украинского «сукиного сына» своим, и не берите его на содержание…
Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев