Россия не исключает симметричного ответа в случае санкций со стороны США и ЕС. Об этом заявил в четверг, 13 марта, замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев.
«Мы готовы к любому развитию событий, прорабатываем все варианты. Но надеемся, что это будут конкретные политические санкции (со стороны ЕС и США), а не широкий блок каких-то торгово-экономических решений. Мы будем действовать зеркально. Наши санкции будут, естественно, симметричны», — сказал господин Лихачев.
Но, скорее всего, Запад политическими санкциями не ограничится. В тот же день канцлер ФРГ Ангела Меркель, выступая в парламенте, пообещала: «Если Россия продолжит проводить курс, которого придерживается последние две недели, то это будет катастрофа не только для Украины. Это не просто изменит отношения Европейского союза с Россией, это нанесет России массивный политический и экономический ущерб».
ЕС уже согласовал проект санкций в отношении РФ, сообщил Reuters. По данным агентства, они будут введены в действие в понедельник, 17 марта — сразу после проведения референдума в Крыму. Пока речь идет о визовых ограничениях и замораживании активов российских граждан, чьи действия подрывают территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины или угрожают им. «Черный список» сейчас уточняется, и будет готов к понедельнику. Известно лишь, что президент Владимир Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров в него не войдут.
Неделей раньше по решению президента Барака Обамы были приняты аналогичные санкции и в США, причем список нежелательных для Америки россиян не был опубликован.
Но озвученные санкции — только начало. Глава Евросовета Херман ван Ромпей уже предрек, что если переговоры между Москвой и Киевом не состоятся, ЕС «примет решение о дополнительных мерах», таких как запрет на выдачу виз россиянам, заморозку российских активов и отмену саммита Россия-ЕС. В свою очередь палата представителей конгресса США приняла резолюцию, в которой призвала Белый дом исключить Россию из «большой восьмерки», и также ввести визовые и экономические санкции.
Возникает резонный вопрос: какими конкретно «симметричными» мерами в отношении ЕС и США может ответить Россия?
Можно предположить, что болезненные для Запада действия пойдут, по крайней мере, по четырем направлениям.
Во-первых, часть золотовалютных резервов РФ — более 100 млрд. долларов — размещенных в долговых обязательствах США (чуть меньше — в бумагах ЕС). По идее, мы можем продать эти бумаги, и тем самым попытаться дестабилизировать ситуацию на американском рынке.
Во-вторых, имеются внешние долги РФ. По подсчетам ЦБ, на 1 января 2014-го они достигли уже $732 млрд. В основном, это долги государственных и окологосударственных фирм и банков. Условием их нормальной работы давно уже стало взятие на Западе новых кредитов и пролонгация старых. Мы можем пойти на асимметричный ответ в виде отказа платить иностранные долги.
В-третьих, члены Совета Федерации предложили — в случае введения в отношении РФ серьезных экономических санкций — конфисковать имущество, активы и счета американских и европейских компаний, в том числе частных. В РФ работают такие американские гиганты, как Coca-Cola, ConocoPhillips, Microsoft, McDonald’s, Wrigley, Procter & Gamble, PepsiCo, Philip Morris, Ford, General Motors, Hewlett-Packard, Chevron. У многих из них в России есть заводы. Например, Coca-Cola Hellenic владеет в России 14 заводами, включая два завода «Мултон». У GM есть СП с АвтоВАЗом и завод в Питере, у Ford также завод в Санкт-Петербурге. Кроме того, у многих компании десятки дистрибуционных центров или торговых точек, как, например, у McDonald’s. Американские компании в 2013 году инвестировали, включая портфельные инвестиции, 14 млрд долларов в Россию. Надо думать, что потерять эти деньги для них будет крайне неприятно.
Наконец, в четвертых, никто не отменял такого инструмента давления на Запад, как российский газ. Аналитики Citi посчитали, что порядка 31% импорта газа и 27% нефти поступает в ЕС из России. Заменить российских поставщиков энергоресурсов Европа, может, и хотела бы, но не имеет возможности. В 2013 году поставки российского газа в Западную Европу увеличились на 20% до 127 млрд кубометров, в Восточную и Центральную Европу — на 4,3% до 34,43 млрд кубометров. Всего Европа покупает у России целых 161,48 млрд кубометров. Что касается черного золота, то в 2013 году Западная Европа импортировала 236 млн тонн российской нефти и 151 млн тонн нефтепродуктов. Вряд ли ЕС захочет столкнуться с дефицитом газа и бензина в стране.
Чем реально может ответить Россия на санкции Запада, и насколько далеко мы готовы пойти в этом направлении?
— Мы не просто можем конфисковать имущество, активы и счета американских и европейских компаний в России, мы должны это сделать, — убежден доктор экономических наук, депутат Госдумы (КПРФ) Валерий Рашкин. — Мы — великая держава, и зубы показывать надо. Причем, нужно уже сейчас заявлять, какие санкции в отношении Запада мы введем. Напомню: 92% собственности в России приватизировалось с участием иностранных компаний. Это огромный рычаг давления на ЕС и США. Еще один рычаг — кредиты Международного валютного фонда, которые вписаны в нашу экономику, и от которых мы можем отказаться. Мы до сих пор отправляем в Америку нефть и газ, которые идут на пополнение государственного американского резерва энергоносителей. Все это — огромнейшие куски, потеря которых больно ударит по Западу.
А филиалы иностранных банков на территории РФ, которые у нас стригут купоны, а таможенные барьеры по товарам, которые идут к нам и от нас, особенно связанные с энергоресурсами? Это тоже отличные рычаги давления. Прибавьте сюда западные институты, которых в России развелось множество, не говоря о некоммерческих организациях, которые Запад содержит — их деятельность тоже можно свернуть.
Все эти рычаги нужно задействовать в ответных санкциях Западу. Мир должен знать, что мы — не безобидные мальчики, которые не понимают, кто за счет кого живет. Запад в свое время развалил Советский Союз, прежде всего, чтобы завладеть нашим рынком. Именно для этого Запад вкладывал деньги в политиков типа Горбачева, Яковлева, Шеварднадзе. Этот рынок сегодня может закрыться — и тогда Запад гарантированно понесет огромные убытки.
«СП»: — Когда Россия введет ответные санкции?
— 17 марта ЕС вводит в действие первый пакет санкций в отношении РФ. Я считаю, что буквально на следующий день нам нужно принимать пакет ответных мер. Предложения на этот счет от фракции КПРФ уже находятся у президента Владимира Путина и в правительстве. Главное теперь — политическая воля нашего руководства.
Да, российские нувориши, те, кто сидел на приватизации, и кто сейчас имеет счета и собственность за границей — явно против санкций. Они, как Янукович, сидят на двух стульях — государственности и собственных денег за рубежом. Деньги им, конечно, ближе. Поэтому есть определенные сомнения, будет ли решение России по ответным мерам достаточно жестким.
— Зависимость Европы от поставок российских энергоносителей очень велика, — отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Причем, если Россия остановит поставки, заменить их европейцам нечем. Не помогут никакие американские сланцевые нефть и газ, хотя бы потому, что это очень долгие проекты. К тому же энергетическая индустрия имеет серьезную инерцию, и переключиться с одного поставщика на другого не так-то просто, особенно в газовом бизнесе.
Департамент энергетики США выдал пока одно-единственное разрешение на экспорт сланцевого газа в Европу — проекту Sabine Pass LNG. Но и Sabine Pass, в лучшем случае, будет запущен в 2017—2018 годах. Про возможность экспорта в Европу американской нефти я вообще молчу, поскольку США сегодня импортируют больше нефти, чем добывают.
Евросоюз, замечу, пытается снизить долю России на своем газовом рынке много лет. И к чему это привело? К тому, что в 2013 году мы установили абсолютный рекорд поставок газа на европейский рынок. Словом, у европейцев есть желание сменить поставщика, но нет возможностей.
«СП»: — Что будет, если Россия откажется от поставок?
— Европу ждет энергетический коллапс. Но здесь не стоит забывать, что нечто подобное европейцы уже переживали — в 1973 и 1979 годах, когда арабы прекратили поставки нефти в Америку и Европу. Да, это был серьезный шок, цена энергоносителей выросла. Но постепенно европейская экономика приспособилась к новым условиям, — например, были запущены нефтяные проекты в Северном море.
Если Россия пойдет на такой шаг, европейской экономике шок гарантирован, но через несколько лет она перенастроится. А вот мы потеряем хороший рынок. Поэтому я не сторонник таких решений, и, надеюсь, что мы остановимся вовремя.
У нас нет сегодня альтернативы поставкам энергоносителей в Европу, у нас нет газопровода в Китай. Мы не может завтра взять и перенаправить все потоки в Азию. На восточном направлении имеется лишь завод по производству сжиженного газа на Сахалине, но его мощность — всего 10 млн тонн в год. Это не сопоставимо с нашим экспортом газа в Европу, который составляет 161,48 млрд кубометров.
Словом, ситуация выглядит так: мы можем нанести серьезный ущерб европейской экономике, но ценой уничтожения собственного бизнеса. Я лично считаю, что пора сворачивать разговоры про санкции, и вести переговоры ответственно — как европейской, так и российской сторонам. Истерика до добра не доведет.
«СП»: — Угроза остаться без газа сдерживает ЕС от введения в отношении России серьезных санкций?
— Безусловно. Думаю, со стороны Европы в этом вопросе есть элемент трезвомыслия. Европейцы понимают, что Штаты втягивают их в конфликт с тяжелейшими последствиями для ЕС. США от нас не зависят, поэтому американцы с легкостью советуют европейским партнерам: мол, ребята, введите против России санкции. Но отвечать-то за эти санкции придется не США, а Евросоюзу, и европейцы это прекрасно понимают.
Мне кажется, сегодня европейский бизнес пытается убедить свои правительства не заниматься ерундой. Для бизнеса ЕС санкции в отношении РФ — это серьезные убытки, а они не собираются уходить из России. Если их вышвырнут из РФ, они потеряют один из ключевых рынков. Именно бизнес пытается держать за руку европейских горлопанов, которые кричат сегодня про санкции…
А что с финансовыми обязательствами?
— ЦБ, конечно, может продать государственные облигации США — в них Россией вложено более 100 млрд долларов, — считает главный экономист АФК «Система», советник министра экономического развития РФ Евгений Надоршин. — Думаю, в этом случае их купят — не такая это феноменальная сумма. Если мы будем слишком сильно давить на рынок, и создавать проблемы, Федеральная резервная система США может в ответ сама скупить эти облигации.
Если ЦБ ввяжется в эту войну, в США найдутся силы, которые на своем рынке погасят негативное воздействие. Мы, действительно, может испортить конъюнктуру рынка на время, и вынудить ФРС принять меры для стабилизации. Но не думаю, что наши действия что-то радикально изменят. Понимаете, это американский рынок, и уж на своем рынке регулятор может разобраться лучше чужого игрока — уверяю вас.
«СП»: — А если мы откажемся платить по долгам государственных и окологосударственных компаний?
— Это будет означать дефолт этих компаний. Очевидно, что такой шаг нанесет серьезный ущерб многим иностранным банкам — как европейским, так и американским. Но он же очень осложнит и операции российских банков за рубежом.
Надо понимать, что у российских банков и их клиентов есть иностранные активы, и иностранные кредиторы могут по суду арестовать эти активы в обеспечение платежей по долгу. Сегодня наши банки — «Сбербанк», ВТБ — очень активны за рубежом. Для них быть отрезанными от мировой финансовой системы чревато крупными проблемами.
Если дело дойдет до таких шагов, и получит дальнейшее развитие, есть существенный риск, что мы не сможем в привычном режиме платить деньги за импорт, и получать за экспорт. В рублях наш импорт и экспорт, в основном, не котируется. Нам придется в этом случае строить собственную международную альтернативную — в полном смысле этого слова, — платежную систему, агенты которой будут принимать валюту, которая будет использоваться в ней для расчетов. Не факт, что этой валютой окажется рубль, потому что не факт, что контрагентам он подойдет. Нам, возможно, придется искать какую-то промежуточную валюту для расчетов, и, возможно, менять географию поставок.
Все это будет иметь гораздо более глубокие последствия, чем, скажем, дефолт нескольких госбанков по иностранным кредитам. Пострадает вся финансовая система РФ, и ее взаимодействие с международными посредниками, будут задеты, прямо или косвенно, все агенты в нефинансовом секторе — как государственные, так и частные.
Я все же верю, что вероятность такого развития событий крайне мала…
— Россия в данном случае парирует удары, и серьезность российских санкций будет напрямую зависеть от того, насколько далеко готова зайти Европа, — убежден директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. — У меня складывается ощущение, что меры, которыми грозят европейцы — всего лишь блеф. Да, Евросоюз введет санкции в отношении некоторых российских чиновников, но по экономике РФ это практически не ударит. Чиновникам будет больно, а большинству россиян — никак.
Не думаю, что ЕС прекратит выдавать россиянам визы. Экономики южно-европейских стран и без того находятся в глубоком минусе, а от такой меры еще больше пострадают. Италия, Испания, Греция живут туризмом. В итоге получится, что унтер-офицерская вдова сама себя высекла.
Европейцы говорят и о третьем пакете санкций, в котором, якобы, предусмотрены масштабные меры для всей российской экономики, впрочем, ничего конкретно не озвучивается. Лично я не верю, что в обозримой перспективе европейцы готовы пойти на такое. Может быть, санкции будут точечными — в свое время так поступали американцы, наказывая российские предприятия, заподозренные в связях с Ираном. Да, бюджетам предприятий это нанесло ущерб, где-то пострадали региональные бюджеты, но экономика страны в целом этих санкций не ощутила.
Словом, вряд ли мы будем давать серьезный симметричный ответ: сами европейцы не решатся на что-то серьезное. Слишком тесно экономика Евросоюза завязана с нашей, слишком сильно ЕС зависит от поставок российских энергоносителей, и слишком большие расчеты возлагает на российский рынок сбыта.
«СП»: — А Штаты могут ударить по российской экономике?
— Вот американцы могут попытаться подложить нам серьезную жабу с ценами на энергоносители. У нас даже сейчас, при ценах на нефть 100−110 долларов за баррель, социальные обязательства бюджета не выполняются в полном объеме. Майские указы Путина невозможно выполнить без серьезной девальвации рубля — что власть и делает, чтобы формально соблюсти обещания, а реально стерилизовать лишние доходы населения.
Если цена на нефть снизится до 80−70 долларов, реально придется пересматривать социальную политику, а это ударит по политической стабильности. Американцы снизить цены на нефть быстро не смогут, но в перспективе года-двух — вполне, если сильно захотят. Для этого у них есть два пути: увеличить добычу сланцевого газа, и снять эмбарго с Ирана, открыв иранской нефти путь на мировой рынок. Но, повторюсь, такие меры не могут быть реализованы быстро, кроме того, остается открытым вопрос, способен ли на такие шаги режим Обамы. Барака Обаму называют одним из самых слабых президентов США, а для того, чтобы реализовать эту стратегию, нужна твердость и упертость Рейгана или Буша-старшего…
Латвия боится пострадать от санкций против России
В случае введения Евросоюзом экономических санкций против России наибольшие потери от разрыва экономических санкций понесет Латвия, цитирует РБК министра экономики Латвии Вячеслава Домбровского, выступившего в программе Rīta Panorāma телеканала LTV.
«Среди всех стран ЕС в Латвии отношения с Россией имеют самую большую долю в экономике», — отметил Домбровский.
По словам министра, в первую очередь под ударом окажутся пищевая промышленность, энергетика и транзит, сообщает агентство Delfi.
«Россия — наш второй партнер по размеру экспортных поставок. 43% латвийского экспорта в Россию — это продукты питания и сельскохозяйственная продукция. Вторая отрасль — это энергетика. Например, в поставках природного газа мы полностью зависим от России. Третья отрасль — транзит, потому что 70% всех транзитных перевозок связаны с Россией», — пояснил Домбровский"…
Депутаты ЕС требуют санкций за «вторжение на Украину»
Депутаты Европейского парламента осудили действия России в Крыму и высказались в поддержку новых украинских властей. Об этом в четверг сообщил «Интерфакс». Депутаты также заявили, что если крымский кризис не будет урегулирован, ЕС должен в кратчайшие сроки ввести эмбарго на торговлю с Россией оружием и технологиями двойного назначения, ограничить выдачу виз, заморозить активы, ужесточить борьбу с отмыванием денег для ряда лиц, которых в ЕС считают причастными к «вторжению на Украину». Европарламентарии также призвали принять меры в отношении российских предприятий и их филиалов, особенно в секторе энергетики, обязав их полностью уважать законодательство Евросоюза.