25 мая участие в выборах примут 23 претендента из 46, подавших документы. Парадокс, но по итогам «антиолигархической» революции на Майдане, украинская олигархия только укрепила свои позиции и надеется теперь окончательно зафиксировать новый статус-кво с помощью выборов главы государства.
Тройная развилка
36,5 млн. украинских избирателей (официальные данные Государственного реестра на 31 марта) сегодня представляют собой минимум три крупных электоральных сегмента. Соответственно, каждый из кандидатов выстраивает свою стратегию из расчета существующих сегодня электоральных полей.
Сегмент № 1 — сторонники Майдана и ассоциации Украина-ЕС, преобладающие в западных областях, и представленные меньшим количеством в Центральной Украине и Киеве. Еще один большой сегмент представляет группа избирателей, разочарованных действиями новой власти. И если новая администрация в лице спикера Александра Турчинова, занимающего пост премьера Арсения Яценюка, министра внутренних дел Арсена Авакова и других «лиц» новой власти не продемонстрирует умение навести порядок и удержать экономическую ситуацию, такое разочарование с приближением 25 мая будет только увеличиваться. И, наконец, третий сегмент — это ярые противники Майдана и движения в сторону ЕС, сконцентрированные в Донбассе и южных областях Украины.
Самая массовая группа кандидатов в президенты сегодня работает именно на поле сторонников «революции» — это Юлия Тимошенко («Батькивщина»), Петр Порошенко (самовыдвиженец), Олег Тягнибок («Свобода»), Анатолий Гриценко («Гражданская позиция»), Дмитрий Ярош (самовыдвиженец), Ольга Богомолец (самовыдвижение).
Герой народной амнезии
Петр Порошенко — один из богатейших бизнесменов Украины с состоянием в районе миллиарда долларов, последние 15 лет он продвигает интересы своей бизнес-империи с помощью участия в политике. Благодаря Майдану он переживает настоящий взлет популярности — и это при том, что рейтинги трех главных политических ораторов Арсения Яценюка («Батькивщина»), Олега Тягнибока («Свобода») и Виталия Кличко («УДАР») сегодня стремятся вниз. Накануне официального старта кампании Порошенко сделал серьезную заявку на успех, заручившись поддержкой одного из самых популярных политиков Виталия Кличко и его партии «УДАР» (фракция в Верховной Раде насчитывает 42 депутата). Кличко и «УДАР» на предвыборном съезде поддержали кандидатуру Порошенко, а взамен крупный бизнесмен и его партия «Солидарность» заявили о поддержке Кличко на выборах мэра Киева (выборы градоначальника и горсовета столицы Украины состоятся в один день с внеочередными президентскими выборами 25 мая).
В активе у кандидата Порошенко — довольно высокий рейтинг, социология последних дней стабильно относит его к лидерам народных симпатий. Хотя на самом деле «война заказных рейтингов» — обязательный атрибут любых украинских выборов, поэтому показатели в виде 30% сторонников Порошенко не стоит воспринимать чересчур радужно. Дополнительные шансы на победу обеспечивают его огромные финансовые возможности и собственный медиа-холдинг с сердцевиной из популярного «5 канала». А теперь еще и партийная структура «УДАРа», пусть и не такая массовая, как у «Батькивщины», но позволяющая создать сеть штабов по всей Украине. В отличие от его собственной партии «Солидарность», существующей всю свою историю по большей части только в виде названия.
Если же говорить о рисках, то Порошенко — это минимум два серьезных пассива. Во-первых, длинная политическая биография. За последние 15 лет он успел побывать народным депутатом во фракции СДПУ (о) (одна из украинских партий с максимально черным имиджем), одним из основателей Партии регионов в 2001 году, приближенным кандидата в президенты и лидера блока «Наша Украина» Виктора Ющенко. После событий Майдана и прихода Ющенко на пост президента Порошенко и Тимошенко жестко конкурировали между собой за влияние и денежные потоки, развернув масштабную информационную войну.
Конфликт завершился тем, что в сентябре 2005 года президент отправил обоих в отставку: Тимошенко — с должности руководителя Кабинета Министров, а Порошенко — с поста секретаря Совета национальной безопасности и обороны (специально для него Ющенко в начале своего срока издал указ, придающий секретарю расширенные полномочия). Затем Порошенко возглавлял министерство иностранных дел Украины во втором правительстве Тимошенко, а после победы Виктора Януковича с марта по декабрь 2012 года занимал пост министра экономики в кабинете Николая Азарова.
Пассив № 2 — принадлежность кандидата в президенты к крупному бизнесу. В истории Украины не было ни одного случая, когда пост президента или премьера занимал выходец из украинской олигархии. Да, в свое время совладелец «Индустриального союза Донбасса» Виталий Гайдук был вице-премьером по ТЭК в правительстве Януковича, еще один крупный бизнесмен Валерий Хорошковский занимал аналогичный пост в Кабмине Николая Азарова, но на первые политические роли в Украине олигархи не выходили никогда. Украина представляет собой олигархическую республику, где усиление одного олигархического клана сразу же приводит к тому, что другие группировки создают ситуативную коалицию. Вот и теперь ключевой фактор, работающий против Порошенко — обоснованные опасения крупнейших ФПГ, что получив полномочия президента, его команда пойдет на передел собственности в стране.
Ну, и в завершение, красноречивый штрих, наглядно иллюстрирующий портрет украинского избирателя — в 2005 году Порошенко был лидером антирейтинга, а всего 9 лет спустя входит в тройку самых популярных политиков.
Олигархический Робин Гуд
Коалиция Порошенко-Кличко — это серьезный барьер для шансов Юлии Тимошенко. Поэтому можно прогнозировать, что штаб самой известной политзаключенной развернет в ближайшие дни против Порошенко массированную кампанию компромата, склоняя на все лады и его членство в Партии регионов, и работу в правительстве Азарова. И многое-многое другое, включая невыполненное обещание отремонтировать за свой счет стадион «Динамо» и улицу Грушевского, разрушенные и испепеленные во время январских-февральских уличных боев в Киеве.
Можно говорить о том, что шансы Тимошенко серьезно возрастут, если ей удастся объединить вокруг своей фигуры олигархов вроде Рината Ахметова, Сергея Таруты, Александра Ярославского, Виктора Пинчука и других, обеспокоенных усилением союза Порошенко-Кличко. Парадоксально, да? На пресс-конференции Тимошенко огласила основные месседжи своей предвыборной программы, пообещав бороться против олигархии. А в реалиях политической жизни выходит так, что шансы нового «Робин Гуда» зависят именно от позиции украинской олигархии. Если же говорить о рисках предвыборной кампании Тимошенко — это ее политическая биография, в ходе которой она давала много разных обещаний, но абсолютно не рвалась воплощать их в жизнь, когда приходила к власти. И в случае с борьбой против олигархов смущает тот момент, что Леди Ю ни словом не обмолвилась о том, какими методами будет ставить в стойло некоронованных финансово-промышленных хозяев Украины. А без конкретного плана действий и воли к его реализации любая программа — всего лишь набор лозунгов, место которым на заборе. Снова-таки, Юлия Тимошенко — тоже выходец из крупного бизнеса времен 90-х годов, хотя с течением времени она переориентировалась на роль профессионального политика. Да и в ходе всей своей политической карьеры Тимошенко и ее соратники демонстрировали умение договариваться с крупнейшими олигархами Украины, не говоря уже о том, что после Майдана 2004−2005 года сразу целый отряд украинских олигархов вступил во фракцию Блока Юлии Тимошенко в Верховной Раде.
Олег Тягнибок (радикальная партия «Свобода») и Дмитрий Ярош (самовыдвиженец и глава партии «Правый сектор») на старте президентской кампании сильно далеки от того, чтобы считаться фаворитами. Тягнибок серьезно потерял в рейтинге, несмотря на ежедневные выступления с трибуны Майдана, а главная проблема Яроша — отсутствие полноценной структуры для проведения агитации. Кроме того, фавориты обязательно ударят по ним из всех стволов, ведь каждый голос на счету, а Тягнибок и Ярош играют на поле сторонников Майдана, то есть, будут «откусывать» избирателей у Тимошенко и Порошенко. Не говоря уже о том, что кандидат от «Свободы» Тягнибок и самовыдвиженец Ярош конкурируют за голоса одного и того же радикально настроенного избирателя.
«Региональный» калейдоскоп
Калейдоскоп претендентов родом из Партии регионов — самый яркий симптом хаоса и деморализации финансово-промышленных элит Юго-Востока, не пришедших в себя после революционной смены власти и побега Виктора Януковича. Вчерашняя «партия власти», всегда гордившаяся железной дисциплиной, сегодня переживает «разброд и шатания». 30 марта съезд Партии регионов провел внутреннее голосование, по итогам которого выдвинул своим официальным кандидатом «звезду Youtube» Михаила Добкина (экс-губернатор Харьковской области, подавший в отставку с победой Майдана). Добкин, при всем уважении, скорее формальный кандидат, чтобы «свято место» не пустовало. Но с формальным решением о выдвижении «формального» кандидата не согласились сразу трое видных членов ПР.
Народный депутаты Сергей Тигипко (третья позиция на президентских выборах 2010 года, до декабря 2012 года — вице-премьера в кабинете Николая Азарова) идет на выборы самовыдвиженцем. Тигипко — «региональный» аналог Петра Порошенко, в том смысле, что аналогично является политическим бизнесменом и одним из богатейших людей Украины. В его активе — две сильные позиции. Во-первых, он самый рейтинговый политик из «региональной» среды, а во-вторых, он всегда отличался умением проводить эффективные предвыборные кампании. Так, на выборах 2010 года Тигипко стал настоящей сенсацией, отодвинув на четвертое место Арсения Яценюка, считавшегося на старте кампании безоговорочным фаворитом.
Еще один кандидат в президенты с членством в ПР — депутат Верховной Рады Олег Царев, вышедший на первые роли в качестве спикера партии власти в период событий на Майдане. А вот экс-вице-премьер по ТЭК и член ПР Юрий Бойко, скорее, решает путем своего выдвижения задачу временной неприкосновенности от «разборок» с представителями новой власти. Если Тигипко осилит грамотную кампанию, то на сегодняшний день он имеет наибольшие шансы подхватить политический запрос избирателей Востока и Юга Украины. В целом же, все кандидаты от ПР настроены рассматривать кампанию и полученный результат как предмет для торга с «революционной» администрацией Украины.
Кроме того, на поле разочарованных и противников Майдана имеет шансы сыграть традиционный кандидат украинских коммунистов — глава Коммунистической партии Петр Симоненко. Хотя отсутствие сколько-нибудь заметных подвижек в его кампании свидетельствует, что Симоненко в свои силы пока что не верит.
Реинкарнация Януковича?
Новый президент, по крайней мере, на первых порах, будет вынужден действовать в совершенно других условиях, нежели Виктор Янукович. С конца февраля в Украине снова действует Конституция 2004 года, провозглашающая парламентско-президентскую республику. Теперь президент Украины — по большей части церемониальная фигура, представляющая государство в международных отношениях да вносящая на утверждение Верховной Рады кандидатуры министра иностранных дел, министра обороны и Генерального прокурора. Зачем же за пост «шахматного короля» схватились политические тяжеловесы?
Дело в том, что в случае Юлии Тимошенко победа на выборах президента позволит замкнуть всю вертикаль власти в руках одной партии. Судите сами, первый заместитель главы и руководитель Центрального штаба партии «Батькивщина» Александр Турчинов — спикер Верховной Рады и одновременно и.о. президента (хотя легитимность и законность его решений — под большим сомнением). Глава политического совета «Батькивщины» Арсений Яценюк с 27 февраля исполняет функции премьер-министра Украины. Парламентское большинство? Его основа — фракция «Батькивщина Юлии Тимошенко», насчитывающая 88 депутатов. Сама же Тимошенко является главой партии, поэтому, если ей удастся выиграть выборы президента, получится так, что и спикер, и глава фракции, и премьер — это ее подчиненные по партийной линии. И в такой ситуации в руках одного человека концентрируются полномочия не меньше, чем у Януковича. Конечно, Яценюк 2 апреля формально приостановил членство в партии. Однако дамоклов меч для любого премьера — это зависимость от большинства в Верховной раде, а тон в его работе задает фракция партии Юлии Тимошенко.
Если задаться целью проанализировать список с точки зрения целей каждого из ведущих кандидатов, можно прийти к неожиданным выводам. Настоящая цель Петра Порошенко — получить как можно больше голосов избирателей (в идеале — выйти на третье место в первом туре), чтобы накануне второго тура голосования разменять полученные голоса с вероятным победителем на кресло премьер-министра. Что касается Сергея Тигипко, для него одинаково приемлемы как пост премьера, так и победа на выборах президента. Хотя для обоих крупных бизнесменов идеальным был бы вариант, когда президентом становится Юлия Тимошенко, а Порошенко или Тигипко получают в виде актива Кабинет Министров.
А еще, президентские выборы в Украине не стоит анализировать в плоскости конкуренции либеральной, социалистической, консервативной, да, по большому счету, вообще любой идеологии — все фавориты выборов, а значит, и будущий президент давно на деле доказали, что являются сторонниками украинского варианта «семибанкирщины» в виде олигархической модели экономики. Как получилось так, что по итогам «революции против антинародного режима» олигархов и «семьи» Януковича, украинский избиратель 25 мая будет выбирать нового главу государства среди представителей крупнейшего олигархического бизнеса и политики? Но на этот вопрос украинцы будут отвечать сами себе еще ближайшие 5 лет.
Фото: ИТАР-ТАСС