
В среду, 9 апреля, президент Владимир Путин провел экстренное совещание с членами правительства по экономической ситуации в отношениях с Украиной.
«Ситуация, мягко говоря, странная: как известно, наши партнеры по Европе признают легитимность сегодняшних киевских властей, но ничего не делают для того, чтобы поддержать Украину, не дают ни одного доллара, ни одного евро. Российская Федерация не признает легитимность власти в Киеве, но продолжает оказывать экономическую поддержку и субсидировать экономику Украины», — отметил Путин.
Президент подчеркнул, что «эта ситуация, конечно, не может продолжаться бесконечно, но действовать нужно очень аккуратно, без разрушений того немногого, что еще осталось».
Особо Владимир Путин остановился на проблеме неуплаты Киевом долгов за российский газ. Президент подчеркнул, что ситуация вокруг сотрудничества РФ и Украины в энергетике является «сложной, если не сказать критической».
Вместе с тем, глава государства попросил правительство и «Газпром» воздержаться от перехода на предоплату за газ для Украины до проведения дополнительных консультаций. «Если, конечно, наши партнеры на эти консультации согласны, если нет, тогда и вопроса нет», — сказал президент,
Это означает, что в случае срыва консультаций Россия будет действовать в соответствии с контрактом. «Газпром будет поставлять газ только в тех объемах, которые будут проплачены украинской стороной за месяц вперед. Сколько они заплатят, столько и получат», — пояснил российский лидер.
«Я подумаю о форме консультаций с нашими партнерами и прошу Министерство иностранных дел организовать эту работу», — заключил Путин.
Тем временем, страсти вокруг газовых поставок на Украину накаляются. 8 апреля в Брюсселе глава украинского Минэнерго Юрий Продан заявил, что в условиях повышения цены на российский газ «возникает угроза прекращения поставок газа на Украину и соответствующая угроза прекращения транзита газа в Европу, потому что возможности Украины поддерживать транзит не безграничны». Другими словами, прозрачно намекнул, что в случае ограничения поставок Украина намерена отбирать газ, предназначенный для европейских потребителей.
Евросоюз уже готовится к худшему — к повторению «газового» кризиса 2009 года, когда Европа не получала российский газ около двух недель. В минувший вторник еврокомиссар Гюнтер Эттингер провел встречу европейской координационной группы по газу, куда входят представители правительств всех 28 стран и крупнейших газовых компаний союза. На ней обсуждался план действий при возможном перебое в поставках газа и подготовка стратегии по снижению энергетической зависимости ЕС.
Если Россия ограничит поставки, то Украина, скорее всего, в течение некоторого времени будет обеспечивать транзит в Европу, ожидая кредитов от ЕС и МВФ для погашения газового долга. Если же кредиты не поступят, и долг погасить не удастся, Киев начнет выбирать газ из транзитного потока.
Как будет развиваться газовый кризис, и чем он обернется для отношений Россия-ЕС?
— Россия не хочет портить отношений с Европой, и потому воздерживается от резких шагов по газовой проблеме, — отмечает гендиректор Институт национальной энергетики Сергей Правосудов. — Начать с того, что до осени Украине хватит и собственного газа — сейчас тепло, и потребление голубого топлива резко снизилось. Конечно, какое-то его количество украинцы будут забирать из транзитной трубы, но это никоим образом не заставит их платить за российские поставки. Поэтому перекрывать Украине газ сейчас не имеет ни малейшего смысла.
«СП»: — Какие выходы возможны из этой ситуации?
— Выходов несколько, но все они выглядят не слишком хорошо. Первый вариант — это получение Украиной кредита, из которого она покроет долги. Но кредит нужно отдавать, а чем украинцам расплачиваться - непонятно, как непонятно, кто даст им деньги. Второй вариант — взять с них долги имуществом. Но это дело небыстрое, долги будут накапливаться, их потребуется пересматривать. Третий вариант — создать совместное российско-украинского предприятие, и за это предоставить Украине скидку на газ. По сути, это тоже отдача долгов имуществом, только по более выгодной для украинцев схеме: по ней они имущество (например, украинскую газотранспортную систему) сначала продают России, а потом еще и получают скидку на газ.
Но все эти варианты не решают ключевой проблемы самой Украины. В «незалежной» потребители не платят за газ даже по нынешним низким ценам, а новые киевские власти собираются повысить их для населения и коммунальных служб на 70%. Понято, по новым тарифам вообще никто платить не станет. И пока украинцы не решат этой внутренней проблемы, никакие действия со стороны России им не помогут.
«Нафтогаз» находится фактически в состоянии банкротства. Его и нужно банкротить, передавать другому собственнику, чтобы он наводил порядок: отключал газ неплательщикам, взимал с них штрафы. Сейчас этой работой никто на Украине не занимается.
«СП»: — Получается, стратегически нам нужно достраивать «Южный поток», и закрывать тему с украинским транзитом?
— Это главное, что сейчас нужно делать. Проблема в том, что в тему «Южного потока» влезла Еврокомиссия. Россия, напомню, заключила ряд договоров со странами, через территорию которых идет газопровод — с Болгарией, Сербией. Но Еврокомиссия заявила, что этот вопрос должна решать именно она, поскольку «Южный поток» идет по территории Евросоюза. Эта позиция резко затормозила строительство «трубы», и сейчас стороны консультируются.
Если так будет продолжаться и дальше, Европа сама себя накажет. Это говорит о том, что европейские политики не думают о собственных выгодах, и явно отстаивают интересы заокеанских партнеров — или хозяев. Только США выгодно поссорить Россию с Европой, и на этом получить дивиденды…
— Если бы Россия ввела с 1 мая систему предоплаты за газ, она запустила бы механизм как минимум ограничения поставок на Украину, а как максимум — полного их прекращения, — напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Очевидно, что к этому сроку деньги бы украинцы не нашли. Это привело бы лишь к усилению напряженности в самой «незалежной». Между тем, 25 мая в стране состоятся президентские выборы, а дополнительная напряженность сегодня не нужна ни нам, ни — тем более — украинцам.
На мой взгляд, маневр Путина с консультациями — просто предлог, чтобы потянуть время, и посмотреть, что на Украине будет происходить. Мы можем себе позволить еще месяц-другой занимать роль наблюдателя.
«СП»: — А что изменится через месяц-другой? В Киеве появится легитимное правительство, с которым можно иметь дело?
— В зависимости от того, насколько политически конструктивным будет новое киевское руководство, с ним можно будет обсуждать вопрос стоимости газа. Сегодня очевидно, что Украина цену в 485 долларов за тысячу кубометров не потянет. МВФ обещает сейчас выделить Киеву 3 млрд долларов, и нам необходимо добиться, чтобы часть денег из этой суммы пошла на погашение газового долга.
Взамен новое киевское правительство должно поумерить антироссийскую риторику. Плюс к тому, четко понять: кредит МВФ — это временное решение проблемы, а Евросоюз субсидировать «незалежную» не желает. Максимум, на что готовы европейцы — открыть Украине часть своих рынков: мол, ребята, зарабатываете сами, и на это живите. Это значит, что российско-украинское сотрудничество — дело неизбежное…
— Если мы прекратим поставки газа, буквально выполняя требования контракта, подписанного в 2009 году Юлией Тимошенко, это погрузит Украину в полный коллпас, — считает депутат Госдумы Валерий Язев. — В этом случае президентские выборы 25 мая, не исключено, окажутся под угрозой срыва. Думаю, Путин это прекрасно понимает, и предлагает до поры до времени продолжать поставки. Скорее всего, с новым украинским руководством мы будем выстраивать полноценный диалог — если, конечно, выборы пройдут более-менее нормально, и если мы не увидим дискриминационных мер по отношению к жителям юго-востока страны. России нужно признавать следующего украинского президента, иначе отсутствие диалога между нашими странами станет критичным…
Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников