Конгресс США готовится возобновить выпуск ежегодного отчета о состоянии Вооруженных сил России, прерванный с концом Холодной войны. Данный шаг должен подчеркнуть, что российская армия превратилась в реальную угрозу для США.
Как сообщает «Взгляд», официальное название законопроекта — «Выковывание мира через усиление Украины и трансатлантического альянса», а его главная цель — оказание помощи новым украинским властям и укрепление оборонных возможностей НАТО. При этом один из авторов документа член комитета палаты представителей по делам вооруженных сил Говард Маккеон рекомендует ужесточить подход Вашингтона в отношениях с Москвой, в частности, приостановить военное сотрудничество в тех областях, которые выгодны России.
Ещё совсем недавно казалось, что боеспособность Российской армии ослаблена ниже плинтуса реформами экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. Теперь же её представляют, как серьёзную опасность для самого мощного военного блока в мире. В самом ли деле с вооружёнными силами России произошло чудесное превращение или НАТО пытается использовать крымские события в своих целях?
— Российские Вооружённые силы хоть и начали оправляться от «сердюковщины», ещё не способны решать серьёзных боевых задач, — считает президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. — Мало того, деятели, игравшие ключевые роли во время так называемых реформ Сердюкова, никуда не делись. Тот же генерал армии Николай Макаров, бывший начальник Генерального штаба Вооружённых сил России, сейчас числится в советниках у нынешнего министра обороны.
Говорить о том, что мы сейчас в случае войны сможем успешно противостоять войскам НАТО, нет никаких оснований. Единственное, чем мы реально сдерживаем альянс — гипотетической угрозой применения ядерного оружия. Потенциал наших обычных Вооружённых сил, по моим оценкам, раз в 15 уступает потенциалу НАТО.
Наши годовые затраты на вооружение и содержание Российской армии также на порядок меньше, чем у Североатлантического альянса.
Никакой реальной угрозы НАТО мы не представляем. Поэтому все разговоры о росте нашей военной мощи, ни что иное, как попытка американцев оправдать свои будущие попытки включить Украину в НАТО и разместить на её территории элементы противоракетной системы ПРО.
На этом фоне вызывает серьёзные вопросы информация о том, что в правительстве РФ готовится довольно специфическое постановление. Россия, согласно ему, заявляет о своём праве доставлять гуманитарную помощь в другие страны без согласия принимающей стороны. Такие операции без военной поддержки не проводятся, это понятно.
Подобным заявлениями наши чиновники в правительстве рискуют оправдать самые агрессивные нападки на Россию.
«СП»: — Насколько вероятно, что США смогут вовлечь Украину в «выковывание мира»?
— Доклад — один из шагов. Их будет много. Исключать, что в итоге они окажутся удачными, нельзя. Пока же ситуация на Украине складывается более благоприятно для России, чем для США. Становится ясно, что применять силу против пророссийских активистов в Луганской и Донецкой областях киевская хунта опасается. Да, и сама «сила» не рвётся в бой. Армия и милиция Украины не хотят воевать со своим народом.
«СП»: — Можно ли говорить, что кризис на Украине показал геополитическое ослабление НАТО?
— Да, НАТО не такой мощный блок, как это было в разгар Холодной войны. В своё время они совершили ошибку, приняв новых членов в альянс. В итоге возник дисбаланс. Но это по-прежнему мощнейшая военная организация, недооценивать которую было бы неосторожно. К тому же часть своих проблем они как раз пытаются решить на волне украинского кризиса.
— Американские военные занялись своим любимым делом, которым они занимались на протяжении практически всей Холодной войны: они пугали Конгресс США советской военной мощью, чтобы выбить огромные деньги на новые вооружения, — говорит депутат Госдумы от КПРФ Вячеслав Тетёкин. — Это у них всегда здорово получалось, тем более что армия СССР действительно была сильнейшей в мире.
На фоне неявных, но всё-таки поражений в Афганистане, в Ираке в американском обществе росло разочарование по поводу целесообразности применения военной силы вдали от границ США. При этом сокращались военные ассигнования. И вот сейчас у американских военных появляется прекрасный повод, чтобы попугать своих обывателей и конгрессменов растущей военной мощью России.
Кроме того, американцы не прочь таким образом выбить дополнительные ассигнования из бюджетов европейских стран-членов НАТО. Потому что большую часть американских вооружений до сих пор закупали именно европейцы. Поэтому США кровно заинтересованы в том, чтобы как можно больше своих расходов на НАТО компенсировать за счёт торговли оружием. Да и вообще переложить часть бремени по поддержанию альянса на европейцев.
Последние сопротивляются, и не хотят расходовать на военные нужды 2% бюджета, чего от них требуют США. Ситуация на Украине опять-таки хороший повод убедить европейских коллег раскошелиться.
«СП»: — Есть ли почва для разговоров о том, что мощь Российской армии растёт?
— Да, войсковая операция по обеспечению мира в Крыму была проведена успешно. Пока её подробности сохраняются в тайне. Из того, что я видел в конце февраля, когда был в Крыму, можно сделать вывод, что речь идёт об очень ограниченной тактической операции, которая потом в контексте политических событий получила стратегическое значение.
Успех в Крыму не есть свидетельство, что наша армия чудесным образом восстановилась после того погрома, который ей устроила команда Сердюков.
Основа современных вооружённых сил — авиация, военно-морской флот, ракетные войска. Пехота и даже десантные войска, вокруг которых все сегодня носятся, всё-таки не имеют решающего значения в крупных военных операциях.
Наша авиация находится по-прежнему в тяжёлом состоянии. Новые самолёты поставляются в весьма ограниченном количестве и качество их не всегда на высоте. Военно-морской флот только-только начал обновляться. В ракетных войсках стратегического назначения стоят на дежурстве ракеты советского производства.
Поэтому никакого радикального перелома в боеготовности наших войск пока нет.
«СП»: — США в последние годы снижали расходы на армию. Можно ли ожидать, что после крымских событий эта тенденция сменится на противоположную?
— Ещё Эйзенхауэр сказал, что ВПК для экономики США едва ли не главная сфера. Сейчас эта сфера по ряду причин не в лучшем состоянии. Поэтому, я думаю, что именно геополитическое поражение на Украине станет тем поводом, благодаря которому американские ястребы сумеют выбить новые ассигнования для военной промышленности США.
— Я не считаю, что армия была разгромлена Сердюковым, — возражает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Да, у него были грубые ошибки в плане выстраивания структуры армии. Но в плане боевой подготовки личного состава, оснащения армии новой техникой именно при Сердюкове были предприняты определенные шаги. Шойгу, в общем и целом, продолжает курс своего предшественника. Естественно, что за полтора года он не мог бы восстановить армию.
«СП»: — То есть боеспособность нашей армии действительно возросла?
— Мы недавно наглядно увидели разницу между российской армией и украинской. Хотя ещё лет пять назад никакой разницы не было.
«СП»: — То есть попытка усилить НАТО будет предпринята?
— Безусловно, такая попытка может иметь место. Но я сильно сомневаюсь, что сами американцы всерьёз захотят усиливать свою армию. Они только что начали сокращение военного бюджета. Способны ли они всерьёз развернуться в обратном направлении, мне совершенно не очевидно. А уж про европейские страны и говорить нечего. Некоторые из них разоружились почти до нуля и желания вооружаться обратно не испытывают, рассчитывая на «американские штыки».
Попытки реанимации НАТО предпринимались и раньше, но все они были вялыми и безуспешными. Пока что НАТО продолжает деградировать.
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA