
20 августа стало известно, что Швейцария отказала европейским поставщикам сельхозпродуктов использовать свою территорию для обхода российских санкций. Как пишет The Wall Street Journal, Федеральное бюро по сельскому хозяйству Швейцарии отклонило запросы от производителей фруктов, овощей и других пищевых продуктов предоставить свои кантоны для поставок продукции в Россию.
Ранее Швейцария (которая также ввела санкции в отношении РФ, но не попала под ответные меры) заявляла, что не станет помогать России обойти санкции Запада.
Швейцария не является членом Евросоюза и не обязана поддерживать санкционные решения ЕС, хотя визовые ограничения, принятые ЕС, она выполняет как член Шенгенской зоны. Как отмечают эксперты, применительно к украинскому кризису Швейцария оказалась зажатой между своими обязательствами перед ЕС и финансовыми связями с Россией (не секрет, что Швейцария всегда считалась страной, связанной с российскими капиталами).
Впрочем, трудно было ожидать, что Берн будет действовать в отрыве от общего западного курса. Власти Швейцарии присоединились к позиции Вашингтона и Брюсселя и признали Россию «нарушителем норм международного права в связи с действиями по присоединению Крыма».
И хотя 4 августа министр экономики Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амманн заявил, что его государство не хочет вводить санкции против России, однако Берн все-таки их ввел. Сначала в отношении 26 россиян, потом власти страны отказали «Русским витязям» в участии в авиашоу, посвященному 100-летию ВВС Швейцарии. 14 августа Швейцария ввела ограничения на поставку вооружений в Россию, а также на поставку продукции «двойного назначения», в том числе беспилотников, учебных самолетов и различных тренажеров. Однако от введения секторальных санкций в отношении Москвы Берн пока что воздерживается.
Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов замечает: нейтралитет Швейцарии всегда был условным, ведь эта страна всегда позиционировала себя как часть западного мира и никогда не вела политику, противоречащую интересам ведущих стран Запада.
— Именно поэтому Швейцария никогда не подвергалась серьезному давлению ни со стороны Европы, ни со стороны Америки. Скажем, во Вторую мировую войну швейцарский нейтралитет был гарантирован неформальными договоренностями внутри западных стран, в том числе при участии гитлеровской Германии, которым нужна была площадка для переговоров, для ведения различных экономических дел
В последнее время Швейцария сильно «прогибается» под Соединенными Штатами. Взять хотя бы достаточно покладистое отношение швейцарский властей к требованиям американцев о раскрытии информации по активам в швейцарских банках. Берн активно жертвует даже таким понятием как банковская тайна. Поэтому присоединение Швейцарии к антироссийским санкциям (в той или иной степени) неудивительно. Еще раз говорю: она никогда себя не отделяла от части западного мира, тем более у ее власти находятся политики, тесно связанные и с Уолл-Стрит, и с Лондонским Сити.
Другое дело, что Швейцария всегда стремится как бы дистанцироваться от прямого участия в подобного рода акциях, но, тем не менее, она действовала и будет действовать в русле общей политики Вашингтона.
Однако заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин придерживается иного мнения.
— Все-таки Швейцария целиком и полностью не присоединилась к санкциям Запада в отношении РФ. Обрати внимание, что министр экономики Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амманн еще в начале августа заявил, что страна не хотела бы присоединяться к санкциям ЕС, а то, что она вводит — это не санкции, а просто контроль за тем, чтобы санкции со стороны ЕС не обходились посредством ее территории или посредством ее юрисдикции.
Швейцария ввела запрет на экспорт вооружения, но, прямо скажем, это не основной наш военно-промышленный партнер. Что касается персональных санкций, то список из 26 человек — это все-таки не списки из более 100 человек ЕС, США и Канады. Главное, что руководство Швейцарии ни слова не говорило о введении каких-то секторальных санкций и санкций в отношении конкретных компаний.
Поэтому, на мой взгляд, Швейцария придерживается довольно последовательной позиции. К тому же надо учитывать тот факт, что это государство сейчас председательствует в ряде европейских и международных организаций, и соответственно присоединение Швейцарии к санкциям не позволит исполнять ей ту роль, которую эта страна хотела бы сыграть в урегулировании украинского кризиса, то есть — роль посредника.
Что касается отказа Швейцарии от реэкспорта европейских товаров в РФ, то, прежде всего, замечу — в Европе все-таки надеются, что война санкций между Россией и ЕС будет недолгой, ведь она не выгодна как РФ, так и Европейскому союзу, причем европейские фермы уже сейчас несут ощутимые убытки. А Евросоюз, как уже не раз говорилось, компенсировать все издержки не может — фондов под это не заложено.
К тому же в финансовом смысле соглашаться на предложение европейских бизнесменов для Швейцарии невыгодно — «овчинка выделки не стоит». Ведь для этого нужно будет переорганизовать финансовые потоки, регистрировать компании на территории Швейцарии, вступать в определенный конфликт с Россией. Ради чего? Чтобы после отмены санкций работать по совершенно не нужной схеме? Швейцарские партнеры — люди весьма прагматичные, поэтому они и отказались действовать в обход российского эмбарго.
Завсектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов говорит, что нежелание Швейцарии направлять европейский экспорт в РФ вполне предсказуемо, так как это сразу засечет и пресечет российская таможня.
— Принять предложение бизнесменов означает вступить в игру, которая не только не принесет никаких дивидендов, но и нанесет стране ущерб, что Швейцарии абсолютно не нужно.
Что касается политического курса Швейцарии, то, на мой взгляд, политика нейтралитета этого государства мутирует, приспосабливаясь к новым условиям постбиполярной Европы. Смысл в том, что Америка сегодня значительно расширила свои полномочия, свой суверенитет, свое национальное законодательство на ряд международных вопросов. В частности, как мы помним, Швейцария подвергалась довольно сильному давлению со стороны Штатов (американские банки и Казначейство США грозили ей санкциями) в связи с раскрытием информации по ряду счетов американских финансовых уклонистов, и ей пришлось пойти на уступки.
Швейцарцы подвергаются давлению ведущих стран Запада, так как они включены во все их институты, поэтому им тоже приходится держать ухо востро. Кристально чистый нейтралитет в этой ситуации соблюсти крайне трудно.
Таким образом, Швейцария хоть и стремится сохранить какую-то равноудаленность и занять позицию посредника, но делает это с учетом современных тенденций международного права.
Справка «СП»
Швейцарская конфедерация состоит из 26 кантонов (из них 6 — полукантоны в составе 3 кантонов). Каждый швейцарский кантон имеет широкие полномочия самоуправления, имеет свои органы исполнительной и законодательной власти и суды. Все кантоны достаточно разнообразны, некоторые занимают площадь сопоставимую с площадью небольшого города, но имеют высокую численность населения, другие же наоборот — имеют большую площадь и практически мало заселены, так как расположены в высокогорной части Швейцарии. Также кантоны делятся по языковому принципу, в большинстве преобладает немецкий язык.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев