Похоже, киевские власти испытывают творческий кризис. Исчерпав весь запас фантастических идей, вдохновленных противостоянием с Россией, они возвращаются к прежним скандальным инициативам.
«Мы начинаем проект „Стена“. Это строительство реальной государственной границы между Украиной и Российской Федерацией», заявил в среду премьер-министр Украины Арсений Яценюк. На возведение «великой антироссийской стены» отводится всего полгода. Несмотря на то, что Яценюк не уточнил, в каком формате будет реализовываться проект, судя по названию, это логическое продолжение инициатив донецкого губернатора, олигарха Сергея Таруты и его коллеги по олигархическому цеху Игоря Коломойского.
Первым отгораживаться от России еще в марте предложил Тарута. Несмотря на заявленные масштабы, это был сравнительно скромный план. Он предполагал, что на российско-украинской границе будет прорыта траншея шириной 4 метра и глубиной 2,5 метра. За ними должен быть создан вал высотой около двух метров. Донецкий губернатор пообещал оплатить все работы из собственного кармана. Однако дальше громкой декларации это дело не пошло.
Другой олигарх-губернатор оказался более склонен к гигантомании. По предложению Игоря Коломойского вдоль российской границы протянется сплошной металлический забор с колючей проволокой поверху. С обеих сторон от «линии Коломойского» предполагалось вырыть рвы, чтобы преградить подход к сооружению местных жителей и животных. Правда, она должна была пройти не по всей границе, а лишь вдоль трех южных областей (Донецкой, Луганской и Харьковской). Крест на реализации этого проекта поставили боевые действия вдоль границы, а также появление на политической карте ДНР и ЛНР.
Тем не менее, спикер Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко 17 июля заявил, что после взятия под контроль приграничных территорий на границе с Россией установят бетонный забор.
Пока киевские власти даже не решаются оценить, в какую сумму им обойдется нашумевший прожект. Как признал министр финансов Александр Шлапак, пока нет никаких расчетов относительно строительства стены на границе с Россией.
В Государственной пограничной службе Украины к попытке реанимировать старую идею отнеслись столь же скептически, как и ранее. «Сейчас ведь существует огромная проблема, о которой мы предупреждали еще несколько месяцев назад. Нам нужно организовывать оборону границы», отмечают в погранведомстве.
В свою очередь, власти Новороссии предложили Киеву не предаваться пустым мечтаниям. «Никакой стены у нас не будет. Да и вообще, заявление о ее строительстве — крайне странное. Похоже, что украинские политики соревнуются в креативности», — заявил первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин в интервью «Интерфаксу».
Напомним, российско-украинская граница имеет протяженность 2295 км, включая 1355 км морского участка. О том, как украинские власти предполагают отрезать страну от России по морскому дну, ничего не сообщается.
Политолог Семен Багдасаров оценивает перспективы возведения стены на границе между Россией и Украиной как нереалистичные.
— Наверное, украинские власти вдохновила стена, возведенная между Израилем и Западным берегом реки Иордан. Но там граница составляет всего несколько десятков километров, а здесь две с половиной тысячи. Можно предположить, во сколько обойдется это мероприятие. Это ведь не просто стену построить, а создать целое инженерное сооружение по всем канонам военно-инженерной науки, стоимостью в десятки миллиардов долларов. Таких денег в украинской казне просто нет, а Запад тем более таких средств не даст. Поэтому, я воспринимаю подобные заявления скорее как болтовню рекламного плана.
«СП»: — То есть это чистой воды пиар?
— Конечно, ставится цель в канун саммита НАТО показать Западу, что Киев исправно отрабатывает спущенную ему США и ЕС жесткую антироссийскую линию. Дескать, как они, бедные, страдают от псевдоагрессии со стороны РФ.
Следует учитывать, что у нас в свое время не была проведена демаркация границы. Украина в свое время сделала провокационное заявление о том, что она демаркирует границу в одностороннем порядке. Проблема в том, что односторонняя демаркация это нонсенс или она приводит к войнам между государствами. Поскольку это странное мероприятие может привести только к захвату территорий. Таким образом, украинские власти могут взять и провести границу по Крыму. Со стороны Украины значительная часть границы попросту не контролируется. Оставшуюся часть контролирует ополчение ДНР и ЛНР. Это очевидная вещь, особенно на южном участке в сторону Мариуполя.
«СП»: — Москва согласилась допустить украинских пограничников и представителей ОБСЕ на границу. Это не приведет к утрате контроля над ней?
— Пусть наблюдатели от ОБСЕ стоят на отдельных КПП, но две с лишним тысячи километров проконтролировать невозможно. Представляете, сколько туда придется нагнать войск и представителей ОБСЕ. Это нереалистичный сценарий. ДНР и ЛНР де-факто контролируют значительную часть своей территории, включая границу с Россией.
Заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин согласен, что инициатива олигарха Коломойского, подхваченная кабинетом Яценюка, больше напоминает пиар проект.
— Построить такое фортификационное сооружение можно только на ограниченной территории (как в случае с Израилем). Однако в данном случае мы имеем границу от Белоруссии до Черного моря. Если же придерживаться варианта Коломойского, обнеся стеной границу только трех областей — Донецкой, Луганской и Харьковской, теряется смысл. К тому же Киев не контролирует эти территории. Если говорить о масштабной военной агрессии, то стена Украину точно не спасет.
Думаю, это просто предвыборный пиар ход: Яценюк пытается выступать в роли радикального политика с целью увеличить свою политическую капитализацию под выборы. Одновременно премьер пытается дистанцироваться и развести в публичном пространстве себя и президента. Дескать, он занимает более жесткую позицию, чем Порошенко. Если украинские власти хотят изолироваться от России, это явно делается не путем построения стены.
«СП»: — А что было бы логичнее предпринять в этом плане?
— Наверное, ввести особый визовый режим, усиливать досмотр, вводить ограничения по нахождению российских граждан на территории Украины. Другое дело, что Киев просто не в состоянии реализовать эту программу. На этом фоне построение стены это вообще фантастика. К тому же не совсем понятно, каким образом будет регулироваться проживание людей в приграничных селах, которые тесно связаны друг с другом.
«СП»: — Видимо, планируется «резать по живому» экономические и культурные связи.
— Но это ударит по самим украинцам в приграничной зоне. Если говорить о трех областях, то Киев может, разве что, отгородить их от остальной Украины, а не от России. Но тогда о «единой Украине» придется забыть. Или же будет конфедеративный проект, в этом случае тоже не получится отгородиться от соседнего государства, с которым эти регионы экономически теснейшим образом связаны. Особенно, если учитывать, сколько беженцев уехало в Ростовскую область. Предложение Яценюка доказывает, что нынешнее украинское руководство не вполне адекватно.
Любая стена всегда выступает символом разобщенности и преград, обращает внимание директор Института политики, права и социального развития Владимир Шаповалов.
— Классическим «железным занавесом» была берлинская стена, которая символизировала разделенность Европы на две части. Ее падение, напротив, воспринималось как наступление эпохи открытости, единения мира, разрушения преград между странами и народами. В этой связи появление идеи построить новую разделительную стену следует воспринимать как кощунство. Это означает, что киевская власть следует в обратном направлении. Мир стремится объединиться и разрушить те стены и преграды, которые в нем существуют, чтобы интенсифицировать международные политические, экономические и культурные обмены. Яценюк же предлагает возводить новые непреодолимые преграды между братскими народами.
«СП»: — Надо думать, он делает это не без отмашки со стороны киевских покровителей из Вашингтона.
— С символической точки зрения это означает стремление отгородить Россию от Европы. Поставить предел последней как цивилизации на западных границах РФ.
Можно вспомнить, что сами США пытались реализовать аналогичный проект на границе с Мексикой. С целью остановить неконтролируемый поток нелегалов из этой страны. Несмотря на финансовые возможности, которые не сопоставимы с украинскими, им так и не удалось завершить это дело. Что неудивительно — как показывает история, формальные преграды не могут помешать сотрудничеству и взаимодействию между народами.
Важно, что США, которые постулируют идею всеобщего мира и братства, строят стену и отгораживаются от своего соседа. Думаю, инициатива Коломойского-Яценюка это калька с американского проекта.
Еще один важный аспект — в силу грандиозности поставленной задачи она будет представлять для коррупционеров всех мастей еще и возможность поживиться за счет бюджетных средств. Но самое главное заключается не в этом — Киев не контролирует половину своих границ с Россией. Даже в этом смысле возникает вопрос, как быть с Донецкой и Луганской республиками. Резюмируя — идея абсолютно не реалистична. Киев не сможет решить ее ни с технической, ни, самое важное, с финансовой точек зрения. Это всего лишь очередной элемент антироссийской риторики в контексте политического процесса на Украине.
Фото ИТАР-ТАСС/ EPA