14 сентября ровно сто дней с момента вступления в должность президента Украины Петра Порошенко. Срок небольшой, но вполне подходящий, чтобы подвести первые итоги детальности этого государственного лидера, пришедшего к власти в очень непростое для своей страны время.
Порошенко, напомним, победил на досрочных президентских выборах, состоявшихся 25 мая этого года, и 7 июня уже официально занял этот пост.
Причем не секрет, что отдавая свой голос (а новый лидер Украины победил с результатом 54,7%), люди, в большинстве своем, голосовали за стабильность, за завершение политического кризиса и прекращение противостояния на Востоке страны.
Но чего в итоге удалось добиться президенту Украины за эти три с небольшим месяца? Оценить промахи и успехи «стодневки» Порошенко «СП» попросила заместителя директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдана Безпалько:
— На мой взгляд, говорить об успехах и неудачах политика все-таки уместно тогда, когда он принимает ответственность за свои решения и является фигурой самостоятельной. В отношении Порошенко об этом можно говорить с известной долей условности. Многие решения он принимал под давлением и, собственно говоря, свободы выбора у него, как таковой, не было, нет, и не будет, скорей всего.
О неудачах этого президента всем хорошо известно. Прежде всего, это неспособность навести порядок в своей стране. Это неспособность к компромиссу с теми политическими силами, которые выступают в оппозиции. По сути, из-за чего на Украине и была развязана гражданская война.
Но даже если говорить о Порошенко, как о националисте и стороннике единой Украины, который пытался силой навязать обществу унитарную модель, то и здесь можно сказать, что он потерпел неудачу.
Потому что при наличии армии, многократно превосходящей ополченцев в живой силе и в технике, ему не удалось завершить так называемую антитеррористическую операцию. Ему не удалось подавать сопротивление в Донбассе, несмотря на три волны мобилизации.
Не достиг Порошенко особых успехов и на дипломатической ниве. Ему не удалось создать единый антироссийский фронт — мощный, прочный, сколь-нибудь значимый и весомый.
Более того, ряд украинских политиков, с которым Порошенко, по идее, должен тесно координировать свои действия, не раз допускали высказывания, которые, в принципе, могут поставить крест на репутации Украины, как надежного транзитного государства.
Я имею в виду премьера Яценюка, который предложил прекратить транзит газа через Украину. После таких заявлений вряд ли доверие со стороны европейских партнеров будет как раньше.
Третья проблема Порошенко — это экономика. Страна испытывает жесточайший экономический кризис. Фактически она находится в состоянии дефолта, который в какой-то степени отсрочен благодаря допинговым мерам со стороны МВФ и со стороны ряда других международных финансовых организаций.
Но, по большому счету, Украина потеряла сейчас российские рынки, и продолжает интенсивно их терять. Она не смогла заполнить рынок Европейского Союза по самым привлекательным видам товаров: в рамках тех квот, которые ЕС выделил на льготных основаниях для Украины, она смогла заполнить их только на 15%.
Хотя в данной ситуации это не столько вина украинских производителей, сколько вина украинских политиков, которые почему-то рассчитывали на то, что товары украинского производства будут находить широкий спрос на рынке европейских стран.
Плюс Украине не удалось договориться с Россией о поставках газа, и ей не удалось договориться о реструктуризации долга за уже поставленный газ.
«СП»: — Она, вроде как, и не собирается договариваться. Просто не платит, и еще периодически выдвигает ультиматумы, что ей Россия якобы что-то должна…
— Но была-то определенная надежда на то, что европейские и американские политики совместно надавят на Россию, и вообще платить не придется. Что признают какой-нибудь иск Украины, и эти пять миллиардов будут там учтены.
Но этого не произошло.
Сейчас полностью разрушен украинский автопром, например. Директор Львовского автозавода откровенно признал, что политика Евросоюза направлена на разрушение всех индустриальных мощностей стран Восточной Европы, которые входят в состав ЕС. Я говорю о таких странах, как Болгария, Румыния
И естественно на рынок Европы никто не будет выпускать высокотехнологичную украинскую продукцию. Уже закрылся Запорожский автозавод. Сейчас закрывается Львовский автозавод, который как раз как качестве основного своего партнера имел предприятия и бизнесменов из России.
Подводя краткий итог, можно сказать, что Петр Алексеевич потерпел неудачи на всех своих основных фронтах.
Ему не удалось, как политику, объединить общество, ему не удалось предотвратить или купировать гражданскую войну. Наоборот, он ее, по сути, еще больше разжёг.
«СП»: — По данным ООН, кстати, за время нахождения Порошенко у власти погибли более трех тысяч мирных граждан Украины…
— Наверняка, больше. Думаю, что количество жертв уже на уровне 30 тысяч, если учесть погибших военнослужащих и ополченцев, пропавших без вести
Как главнокомандующий Порошенко тоже оказался плохим руководителем. Ему не удалось военный путем подавить сопротивление, которое ему оказывали на востоке его же граждане.
И с точки зрения дипломатии он остался фактически один на один со своими проблемами — внутренними и внешними.
И с точки зрения экономики он оказался абсолютно неспособным обеспечить свою страну какими-либо экономическими преференциями со стороны Европы, которые бы реально могли помочь повысить уровень благосостояния. Наоборот, сейчас у половины жителей Киева отсутствует горячая вода, идет речь о сокращении отопительного сезона, все предприятия переводятся на уголь, а некоторые сельскохозяйственные переводятся на солому, что раньше звучало, в принципе, исключительно как анекдот.
«СП»: — А куда упала гривна после Майдана?
— Гривна обесценилась практически в два раза.
А сейчас идет подорожание основных продуктов питания, топлива, медикаментов. Даже хлеб уже подорожал на 10%. Хотя хлеб всегда был продуктом датируемым и продуктом, который был стратегическим с социальной точки зрения. Подорожание хлеба — это всегда возможный социальный взрыв.
То есть, если взять и просмотреть все аспекты сегодняшней жизни украинского государства, то Порошенко, одни из самых неудачных президентов Украины, это точно.
Профессор Высшей школы экономики, политолог Олег Матвейчев также считает президентскую «стодневку» Порошенко провальной.
— От Порошенко ждали, что он станет президентом мира, что сразу после вступления в должность начнет какой-то переговорный процесс. И думаю, если бы он тогда это сделал, то уже в начале лета ситуация была более благоприятной для того, чтобы мирные переговоры завершились наилучшим для него исходом. То есть, чтобы речь не шла о разделении Украины.
Но время ушло, а проблема осталась.
Эти сто дней экономика Украины продолжает находиться в крутом пике. Налоги не собираются. ВВП падает, причем в реальности это падение составляет уже порядка 15%, а не пяти, о которых нам рассказывает официальная украинская статистика. Сельское хозяйство в глубоком кризисе — хорошо, если 30% от прошлого года будет убрано. Курс национальной валюты тоже почти в два раза упал.
То есть, мы видим, что скоро может случиться катастрофа. И ни одного успеха значимого предъявить, конечно, Порошенко, конечно, не может.
«СП»: — Ставка Порошенко на Запад, получается, не принесла пока дивидендов ни ему, ни стране?
— Точнее будет сказать: это не Порошенко ставил на Запад, а Запад — на Порошенко.
Он полностью является марионеткой Запада и действует не в интересах Украины, а в интересах Запада.
Естественно, что в этом огне войны, которую ведет Америка с Россией (и с Европой, кстати говоря, тоже), в огне этом Украина является просто «поленом», которое в результате сгорит. И Западу совершенно наплевать. Потому что это чужие славянские племена.
«СП»: — Как вы думаете, досидит Порошенко свой срок?
— Нет, конечно. Когда Украина входит в крутое пике (да и вообще страна входит), то начинается кадровая чехарда. Ющенко, если помните, еле-еле досидел свой срок. У него в конце рейтинг был чуть ли не три процента всего. Янукович не досидел…
Срок, который просидит Порошенко будет даже меньше, чем пробыл на своем месте Янукович.
«СП»: — Что станет «критической линией» — продолжение «АТО» или пике экономики?
— Все вместе. Но экономика, естественно, будет главной. Потому что «АТО» — это, скорее, палочка-выручалочка для Порошенко. Это способ списать экономические проблемы на ведущуюся войну.
Но война не может длиться вечно. Украина уже истощена, и экономика о себе даст знать в самое ближайшее время. Я думаю, осень-зима-весна — это та самая «критическая линия», которую Порошенко не переживет.
— Давать оценки здесь достаточно сложно. Потому что какие-то вещи, которые изначально могут казаться правильными, в непростой ситуации Украины лично для Порошенко могут оказаться, по сути дела, провальными, — признается глава аналитического центра «Alte et Certe» (Москва) Андрей Епифанцев. — Вообще, эти первые сто дней, они как бы считаются неким периодом вхождения в должность. Президент осваивается в должности, входит в дела
У Порошенко этого периода не было. Ему сразу же пришлось брать бразды правления в свои руки и сразу же что-то делать.
И в этом отношении идея, с которой он шел на выборы, что «я миром буду решать проблемы на востоке», она, конечно, провалилась.
Мы знаем, что шла полномасштабная гражданская война — это не мирный план.
«СП»: — Но был ли он искренним, когда говорил о мире?
— Никто не хочет войны. Я не видел ни одного политика, который бы пришел и сказал: «Хочу войны».
И Порошенко тоже, конечно же, хочет мира. Но мира на своих условиях. А эти условия не устраивают лидеров ДНР и ЛНР?
То есть, если это не условия мира, то, значит, это война. Он готов идти на войну и убивать людей.
Договориться у него не получилось. Хотя было несколько обещаний. Сначала, что за две недели закончим. У Порошенко была фраза, что «антитеррористическая операция не может длиться два месяца, она должна длиться две недели».
Четвертый месяц пошел. И конца не видно…
Хотя какие-то шаги во внутренней политике, которые обещал, Порошенко делает.
Он обещал перевыборы в парламент, и он назначил выборы.
С другой стороны, неизвестно, как это обернется для него. Сначала он говорил о выборах, будучи уверенным, что он победит. И тогда для него все было бы хорошо. Естественно, он бы сколотил себе коалицию — иметь перед трудной зимой ручной парламент это всегда хорошо.
Но сейчас-то он не победитель. Неизвестно, как события пойдут на Востоке.
Поэтому, на самом деле, неизвестно, какой парламент выберет Украина. И будет ли этот парламент подконтролен Порошенко. У меня есть большие сомнения. Особенно, если к октябрю война зайдет в более глубокую, затяжную фазу.
Как тогда народ воспримет Порошенко, я не знаю.
Фото: ИТАР-ТАСС/ EPA