
Об этом глава военного ведомства Польши Антони Мачеревич заявил в интервью местным СМИ. По его мнению, авиакатастрофа под Смоленском, произошедшая 10 апреля 2010 года, в которой погиб президент Лех Качиньски, была терактом.
Его цель — «лишение Польши руководства, которое вело страну к независимости», передаёт «Радио Польша».
При этом министр обороны Польши считает, что его страна стала первой жертвой терроризма в тридцатых годах прошлого века.
«А после Смоленска мы можем сказать, что стали первой большой жертвой терроризма в современном конфликте, который разворачивается на наших глазах», — подчеркнул Мачеревич.
Говоря о Катынском расстреле 1940 года, он отметил, что «геноцид лежит у истоков нынешней ситуации в России».
При этом глава военного ведомства добавил, что «не указывает на какие-то конкретные действия власти». Однако, по его словам, «на российском народе по-прежнему лежит печать молчания о том, что случилось в советский период с их предками».
«Только независимая Польша может в полный голос заявить о катынском геноциде. В 2009 году ещё казалось, что это так, — подчеркнул чиновник. — Однако мы обнаружили, что попытка поднять этот вопрос вызвала реакцию, которой не ожидал никто в мире. Эта реакция принесла смерть всей польской элите. Я имею ввиду гибель польской делегации под Смоленском».
Мачеревич упомянул авиакатастрофу под Смоленском в одном ряду с «вооруженным нападением России на Грузию, Украину, оккупацией промышленной части страны, крушением самолета малазийских авиалиний, вмешательством в ситуацию в Сирии».
Справка «СП»:
10 апреля 2010 года под Смоленском потерпел крушение самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского. На его борту находились 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катыни. В авиакатастрофе погибли все 96 человек.
Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной катастрофы самолета Качиньского стали ошибки в действиях экипажа лайнера.
4 февраля 2016 года Мачеревич официально объявил о возобновлении работы комиссии по расследованию авиационных происшествий. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила позже, что это решение Варшавы является суверенным правом Польши, но с точки зрения России причины крушения выяснены. Захарова отметила, что российская сторона сразу после катастрофы пошла на «беспрецедентные меры открытости».