Запад остается единым по отношению к ситуации на Украине. На это указывает доцент факультета мировой политики МГУ, заместитель председателя Общественной палаты ДНР Анна Ревякина.
«Если бы не было консенсуса по поводу конфликта с Россией, Украина этот статус бы не получила. Еще несколько дней назад у некоторых стран были претензии к „незалежной“, как к потенциальному кандидату, но под влиянием давления других, более „весомых“ государств, претензии были сняты», — отмечает она.
Напомним, что 23 и 24 июня главы государств и правительств Евросоюза соберутся на двухдневную встречу в Брюсселе, на которой утвердят предоставление Украине и Молдавии статуса страны — кандидата на вступление в состав сообщества. «Пришло время признать, что будущее Украины, Молдавии <…> лежит в Европе. Я приглашаю вас дать статус кандидата Украине и Молдавии», — написал ранее в письме с приглашением на встречу глава Евросовета Шарль Мишель.
Впрочем, как напоминает собеседник «Свободной прессы», предоставление статуса кандидата вовсе не гарантирует вступление в европейского сообщества, однако ставит Украину в зависимое положение от ЕС: «Ей придется доказывать свое соответствие стандартам Евросоюза. А здесь речь идет и о внутреннем законодательстве, и о борьбе с коррупцией, и о прозрачность. То есть, теперь Украина встанет перед необходимостью реформ. В свою очередь Евросоюзу ничего доказывать не надо — он будет выступать в роли судьи, ему решать».
Таким образом, как отмечает зампредседателя Общественной палаты ДНР, зависимость Украины от ЕС увеличилась — получив новые обязанности, «незалежная» не получила новых прав: «Украина потеряла потенциальную свободу во внешней политике. Для нее теперь лишь один путь — в Европу. И любой следующий президент должен будет продолжать проевропейскую политику».
Кроме того, став кандидатом в члены ЕС, Украина стала зависимой от отношения европейцев к конфликту с Россией: «Если в Евросоюзе, действительно, превалируют мысли о том, что Киеву надо будет пойти на территориальные уступки ради мира с Россией, то теперь Зеленскому будет гораздо сложнее возражать. Ведь теперь ему придется выбирать, что важнее — мир с Россией или дружба с ЕС. А потому, скорее всего, ему придется пойти на определенные территориальные уступки, чего хотят главные европейские страны».
Эксперт обращает внимание, что Евросоюз вовсе не идентичен Североатлантическому альянсу, но их структуры почти совпадают.
«Политика будет относительно единая. Это показатель того, что европейская часть НАТО будет поддерживать Украину. Сколько времени займет переход из кандидатов в полноправные члены ЕС, никто, конечно, сказать не может — Турция ждет приема больше 20 лет. Это, конечно, важный показатель. Для украинцев может накопиться усталость от промежуточного состояния», — убеждена Анна Ревякина.