
Ситуация со Шпицбергеном складывается таким образом, что и Россия, и Норвегия по разному интерпретируют соглашение по острову. На это обращает внимание российский политолог и публицист Наталия Елисеева.
«Именно вопрос интерпретации выходит на первый план — Россия трактует в свою пользу, а Норвегия — в свою, что абсолютно логично», — прокомментировала она заявление вице-спикер Совета Федерации Константина Косачева.
Напомним, что на фоне решения норвежской стороны ограничить поставки грузов для российских граждан, которые работают на Шпицбергене, спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил рассмотреть вопрос о денонсации документа. В ответ пресс-секретарь МИД Норвегии Ане Хавардсдаттер заявила, что данный документ денонсации не подлежит, поскольку, по ее словам, «это не предусмотрено в документе». Однако Константин Косачев в своем Telegram-канале напомнил Осло о правилах денонсации. «В очередной раз имеем дело с состязательным толкованием применимого международного права. Существует ряд юридических аргументов, обосновывающих обратное», — написал сенатор.
«Косачев ссылался на различные статьи законов международных договоров и на несколько статей Венской конвенции. Причем, ряд пунктов разработаны комиссией международного права ООН. На основании этих статей, у России есть право на контрмеры в случае нарушения обязательств другой стороной. За счет этих пунктов, можно принудить Норвегию устранить нарушение международного права», — отмечает собеседник «Свободной прессы».
Она обращает внимание, что сейчас у государств Запада стало нормой исполнять международное право лишь тогда, когда это выгодно ему.
«Схожую ситуацию мы наблюдаем с Калининградом. Норвегия будет гнуть свою линию. Но, в целом, эта тактика ясна и в ней ничего нового. Хотя надежда, что удастся достигнуть компромисса у нас остается всегда», — подчеркивает Наталия Елисеева.
Когда комментарий был готов к публикации, стало известно, что норвежские перевозчики начали доставку российских товаров в шахтерский населенный пункт Баренцбург на архипелаге Шпицберген. Как уточнили в МИД Норвегии, речь идет о перевозке по морю российских грузов, ранее остановленных на границе с этой страной.