Российский политолог, генеральный директор Института политических исследований Сергей Марков прокомментировал заявление пресс-секретаря Государственного департамента США Неда Прайса о последствиях для Китая за помощь России.
«В этой ситуации есть следующий парадокс: официальный Пекин угроз Соединенных Штатов не испугается. Однако китайские компании и корпорации могут испугаться», — подчеркнул он.
Ранее Нед Прайс выступил с заявлением, что США «взыщут» с Китая «высокую цену», если Пекин начнет помогать России. «Поставки оружия, или любое содействие со стороны КНР России в систематическом уклонении от беспрецедентных санкций, экспортного контроля и финансовых мер <…> повлечет за собой очень высокую цену, которую взыщут не только США совместно с десятками стран по всему миру», — сказал он.
Как отмечает собеседник «Свободной прессы», Вашингтон не может диктовать Пекину с кем ему дружить, с кем экономически сотрудничать, кому помогать: «Однако США могут диктовать правила игры китайским корпорациям, которые разворачивают свой бизнес, в том числе на глобальных рынках, включая американский рынок, рынок Евросоюза, или рынки союзников Соединенных Штатов, таких, как Япония, Южная Корея, Австралия и многие другие, и которые очень заинтересованы, чтобы их там не блокировали».
Кроме того, как обращает внимание директор Института политических исследований, ряд китайских корпораций разворачивают бизнес с технологическим участием Тайваня, который находится под покровительством США: «Соединенные Штаты являются гарантом самого существования Тайваня. Поэтому, если США попросят, правительство Тайваня воздействует на свои корпорации, чтобы не сотрудничать с китайским бизнесом, чтобы это не привело к серьезным проблемам».
По словам политолога, у официального Пекина есть пожелание к своему бизнесу не сворачивать отношения с Россией: «Подчеркну — это не приказ, а общее пожелание. А дальше каждая корпорация сама рассчитывает свои силы и возможности. Для некоторых компаний уход американцев и европейцев с рынка России является положительным моментом, потому что у них появилась возможность занять нишу. Разумеется, это в том случае, если эти компании не завязаны на рынках США, или ЕС. Они приходят к нам и получают дополнительные прибыли».
Впрочем, по словам политолога, в Китае немало и таких компаний, которые считают российских ранок не очень большим.
«Они убеждены, что глобальный рынок связан с американцами и европейцами, а потому сочли лучшим для себя из России уйти. То есть, в КНР нет единой четкой стратегии по сотрудничеству с нашей страной», — подчеркивает Сергей Марков, отметив, что в целом китайские компании, скорее не увеличивают, а сокращают свое присутствие на российском рынке.