Комментируя демонтаж в рижском парке Победы Памятника освободителям, советский и российский политик, народный депутат СССР (1989−1991) Виктор Алкснис объяснил причины реваншизма в Латвии.
«У нас, латышей, — а я ведь тоже латыш, — существует определенный комплекс неполноценности, связанный с тем, что в годы Великой Отечественной войны многие граждане воевали не с фашизмом, а на стороне фашистов. Чтобы ликвидировать этот комплекс, чтобы не было знаков, напоминающих о том, на чьей стороне была Латвия в 1941−45 годах, и происходит уничтожение мемориалов», — указывает он.
Ранее стало известно, что в рижском парке Победы демонтировали последний элемент Памятника освободителям — 79-метрового обелиска. Работы по сносу мемориала начались 23 августа. По данным полиции, накануне сноса силовики задержали не менее шести человек из числа протестующих, еще 14 человек были задержаны в последующие дни.
Как обращает внимание собеседник «Свободной прессы», к сожалению, возможности России в ответных мерах крайне ограничены: «Реальных рычагов у нас нет. Военным путем решить ничего не удастся, потому что Латвия — страна НАТО, и действует пятая статья Североатлантического договора. Мы можем только выражать озабоченность, но проблема в том, что наши заклятые партнеры в Соединенных Штатах и Европе, даже те государства, которые в годы второй мировой войны были нашими союзниками по антигитлеровской коалиции, на это реагировать не будут. Они сделают вид, что ничего не происходит. Потому-то сейчас и сносят памятники, причем не только в Латвии, но и Польше, а также в ряде других стран».
Тем не менее, политик уверен, что у России есть возможности воздействия на прибалтийскую страну.
«Воздействовать на Латвию мы можем полным прекращением всех взаимосвязей с Латвией. Газ — это в первую очередь, Россия может полностью прекратить поставки „голубого топлива“. Ведь отсутствие газа зимой будет для этой страны серьезным фактором. Удивительно, но 30 июля „Газпром“ заявил о прекращении поставок газа в Латвию, однако уже 5 августа он возобновил транзит. Как такое можно делать?», — задается вопросом Виктор Алкснис.