Комментируя территориальные претензии Польши к Чехии, российский и донецкий политолог, историк и журналист Владимир Корнилов указывает, что тема эта долгоиграющая.
«Конфликт начался еще в 50-е годы прошлого века, когда Польша и Чехия, — а на тот момент Чехословакия, — обменялись частью территорий. С тех пор поляки считают, что обмен был неравноправный, неравноценный. Что они получили меньшую территорию Чехии, нежели чехи от Польши», — уточняет он.
Ранее издание Rzeczpospolita сообщило, что правительство Польши в ближайшее время может предъявить территориальные претензии к Чехии. «368,44 гектаров — именно столько Прага должна вернуть Варшаве», — говорится в публикации.
Вместе с тем, как отмечает собеседник «Свободной прессы», после второй мировой воны было обычным делом, когда перекраивались границы, страны обменивались территориями, некоторые государства уточняли границы.
«Можно привести массу примеров. Но вот поляки, как всегда, полагают, что им все должны. Украинизация польской политики происходит буквально на глазах. И мы видим, как у них опять аппетит приходит во время еды. Теперь они уже требуют и от Германии то ли территории, то ли репарации, то ли и того, и другого. Даже намекают на реституцию во Львовской области по возврату имущества, отнятого в свое время у поляков», — отмечает он.
Вместе с тем, эксперт подчеркивает, что когда речь заходит о реституции потомкам евреев, замученных и убитых в Польше, в том числе и поляками, польская риторика сразу меняется: «В Варшаве сразу начинают кричать: „Не сметь! Не трогать“. В прошлом году в Польше даже приняли закон, ограничивающий сроки подобных претензий. Естественно, что сроки уже давно прошли. При этом они сразу говорят — „нет, это другое“. У Польши это в крови».
Вопрос территориальных претензий постоянно обсуждают на двустороннем уровне между Варшавой и Прагой, уточняет политолог.
«Прага предлагала, и, возможно, до сих пор предлагает полякам материальную компенсацию, так что отмахнуться от претензий Варшавы просто так не получится. Но в настоящий период, когда сами европейцы настаивают, что они должны быть едины, пока идет война на Украине, в Чехии и даже Польше некоторые политики задаются вопросом: а вовремя ли вообще вспоминается сейчас эта тема», — резюмирует Владимир Корнилов.