«Производительности труда во всей экономике России не растет...»
Валентин Катасонов
Ирану ядерная сделка сейчас уже не актуальна. Такую точку зрения высказал военно-политический обозреватель Андрей Клинцевич.
Он напомнил, что ранее Иран был лидером по количеству санкций: «Экономика государства находилась в изоляции, с ним никто не хотел работать, приходилось выживать как на необитаемом острове, опираясь только на свои силы. Ядерная сделка подразумевала полный доступ международных инспекторов на ядерные объекты Ирана, чтобы те могли убедиться, что там не создается ядерное оружие в обмен на постепенное снятие санкций. Иран допустил инспекторов на свои объекты, однако санкции никто не снимал. То есть, такой обман произошел. А потом американцы из этой сделки и вообще вышли. И тогда Иран сказал: так, ребята, мы в эти игры больше не играем».
Как обращает внимание Андрей Клинцевич, сейчас история поменялась — несколько дней назад Иран вступил в Шанхайскую организацию сотрудничества.
«Иран стал торговым партнером России и Китая, и эти державы, так же как Индия и Пакистан, да и все остальные, торгуют с ним, не взирая ни на какие санкции. То есть, формально для Ирана его изоляция закончилась. Мир разделился на два лагеря, в котором больше половины планеты перестало обращать внимание на санкции, которые вводит западные страны. Рестрикции не работают. Страны начали работать друг с другом, товарооборот у них начал расти, кредитно-денежная политика начала опираться на отсутствие доллара и евро в торговых операциях. Экономика Ирана задышала, начала двигаться и работать, появилось огромное количество проектов. Ему теперь снятие западных санкций не принципиально», — уточняет он, комментируя заявление главы МИД Франции Катрин Колонна.
Ранее Катрин Колонна в кулуарах Генассамблеи ООН в Нью-Йорке заявила журналистам газеты Le Figaro, что возможности заключить соглашение по возобновлению Совместного всеобъемлющего плана действия (СВПД) по иранской ядерной программе сокращаются. «Лучшего предложения для Ирана не будет», — сказала она, отметив, что теперь Ирану остается принять решение.
В свою очередь собеседник «Свободной прессы» пояснил, почему Запад неожиданно обеспокоился судьбой ядерной сделки: «Иран всегда был на крючке у стран Запада. Вроде, как рыба в воде плавает, но крючок-то зацеплен. В любой момент можно было леску подтянуть и снова его дернуть. А сейчас „рыба“ срывается с крючка. Уходит, и нечем ее зацепить. Поэтому они сейчас все засуетились, понимая, что Иран уйдет сейчас в объятия России и Китая, и вообще на Запад смотреть уже не будет. Они боятся образования нового союза против западных стран, но не понимают, что союз-то уже состоялся».
Военно-политический обозреватель пояснил, почему Иран сопротивляется оформлению новой ядерной сделки с Соединенными Штатами: «Рядом Израиль, рядом есть другие страны, которые хотят уничтожить Иран. То есть, Иран, по сути, находится в состоянии войны. Две недели назад проходили секретные учения американцев с израильтянами в районе Персидского залива и Красного моря с применением самолетов F-35, туда прилетели стратегические бомбардировщики B-52, которые, как мы знаем, могут нести крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Более того, в арабоязычных СМИ появились публикации, что F-35 вторгался в воздушное пространство Ирана и был, якобы, незамечен. Получается, США проверяли, насколько система ПВО в состоянии обнаруживать современные самолеты-невидимки».
Ситуация крупномасштабного военного конфликта для Ирана со вторжением на его территорию достаточно серьезная, указывает эксперт.
«А потому, наличие оружия сдерживания, в том числе и ядерного, даже еще не созданного, для Ирана очень серьезный аргумент», — подчеркивает Андрей Клинцевич.