«Будет сокращение желающих идти в профессию, вообще в медицину...»
Семен Гальперин
С экономической точки зрения, главным бенефициаром теракта на «Северных потоках» являются Соединенные Штаты. Такую точку зрения высказал доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ Максим Чирков.
«Если рассматривать газовую сферу, происходит замещение дешевого российского трубопроводного газа дорогим сжиженным, преимущественно американским. То есть, Европа платит больше во многом, благодаря, именно Соединенным Штатам. Потому что, когда включается политика, выключается прагматизм», — указывает он, комментируя публикацию британской ежедневной газеты The Times.
Ранее издание The Times, ссылаясь на германских следователей, написало, что подрывы газопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2» могли быть осуществлены одним из западных государств. При этом журналисты отмечают, что Берлин за последние месяцы «мало продвинулся» в расследовании инцидентов. Один из собеседников газеты назвал странным тот факт, что власти ФРГ предоставили «столь скудную информацию о крупной инфраструктурной атаке».
Как обращает внимание собеседник «Свободной прессы», по публикации The Times сложно сказать, кто стал исполнителем теракта на газопроводе: «В первую очередь подрыв выгоден США, но теоретически, это может быть любая страна, пусть даже маленькая, используемая в качестве инструмента. Мы видим, что те же Прибалтийские государства, при их не очень большой политической значимости, используются для политического давления на Россию — им поручают исполнять сомнительную работу давления на нашу страну в медийном пространстве».
С другой стороны, эксперт указывает на сложность подготовки подобных терактов: «Нужно учитывать технологическую сложность. Поскольку трубы залегают на достаточно большой глубине, нужна серьезная подготовительная работа. Требуется очень мощная подводная техника, транспорт. А потому, если уж сам теракт и не совершен самими Соединенными Штатами, то, нет никакого сомнения, что они стимулировали его. Думаю, это даже не просто молчаливое согласие, а деятельная поддержка».
При этом, как уточняет доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ, поскольку были повреждены три ветки из четырех, можно предположить, что операция была проведена не совсем успешно.
«Думаю, хотели повредить все четыре ветки, но по каким-то причинам „не срослось“. Осталась одна нитка под давлением, которую можно использовать в случае тяжелой энергетической ситуации в Европе. Да и поврежденные участки будут восстановлены и, я уверен, что рано или поздно будут использоваться. Как только политика перестанет перевешивать экономическую целесообразность, все будет работать», — подчеркивает Максим Чирков.