Понятие «майдан» стало очень популярно в российской прессе после украинских событий 2014 года. Это неудивительно, поскольку многие боятся повторения подобных событий где-то в другом месте, считает сербский политический деятель, публицист Татьяна Стоянович.
Президент Сербии Александр Вучич недавно заявил, что «майдана» в Сербии, как это произошло в Киеве, не будет. При этом 14 мая глава государства сообщил: через несколько дней он уйдет с поста главы правящей СПП.
«До тех пор, пока народ не скажет, а когда он скажет — не нужен майдан, так работает демократия. Я не буду держаться до последнего дня за кресло, как некоторые другие», — сказал лидер.
По словам Стоянович, майдан в Сербии произошел «давным-давно». А именно, в 2000-ом году, когда убирали президента Югославии Слободана Милошевича.
«Когда говорят про Вучича, мне не до конца понятно, как против него провести майдан в классическом смысле. Он, на самом деле, не действует вразрез Западу. Он и так получил Сербию уже без суверенитета и еще немного лишил ее суверенитета над Косово», — подчеркнула собеседник «Свободной прессы».
Оппозиционные Демократическая партия, Народная партия, Партия свободы и справедливости 8 мая провели протестное шествие под лозунгом «Сербия против насилия». Еще одна акция прошла 12 мая. Поводом стали недавние массовые убийства 5 мая, когда молодой человек расстрелял восемь человек, еще 14-ть получили ранения.
За день до этого школьник принес в образовательное учреждение два пистолета и убил восемь учеников и охранника. Еще семь человек были ранены. На днях в медицинском центре Белграда скончалась еще одна девочка, получившая ранения во время стрельбы.
Стоянович обратила внимание на то, что Вучич впервые за долгое время попытался «подыграть» людям, которые вышли с протестами на улицы — президент понимает «всю трагедию момента».
Публицист напомнила: во время десятитысячного митинга в Белграде в 2022 году, Вучич назвал вышедших на акцию жителей экстремистами и заявил, что мероприятие организовано не в поддержку России, а против него.
«В этот раз глава государства сказал о том, что неважно сколько людей митингует, главное — у них есть легитимные требования. Признал, потому что понимает, что повод для митингов настолько серьезен, что нельзя пренебрегать настроением народа», — добавила Стоянович.
Ранее публицист говорила, что решение президента Сербии покинуть пост главы правящей партии не было стихийным или под давлением.