
Все последние пакеты санкций, — это просто не очень афишируется, — сопровождаются частичной отменой предыдущих, послаблениями и исключениями. На это указывает доцент кафедры политической экономии экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН) Максим Чирков.
«Деструктивный эффект рестрикций, уже сильно влияет на западные экономики. Это мы видим и по уровню инфляции, и по росту процентных ставок. Поэтому в каких-то послаблениях очередных пакетов, с моей точки зрения, нет ничего нового», — уточняет он. комментируя публикацию независимого интернет-издания EUObserver.
Ранее EUObserver сообщило, что Еврокомиссия, параллельно с обсуждением 11-го пакета ограничительных мер, обсуждает создание механизма для временных исключений из собственных санкций против России. Издание уточняет, что это может пригодиться тем европейским компаниям, которые еще остались на российском рынке, и призвано облегчить им операции по уходу из страны до 31 августа 2023 года.
Максим Чирков признает, что выход европейских компаний с российского рынка связан с огромным количеством издержек: «Компании теряют рынки, в которые вкладывали огромные деньги на рекламу, продвижение, на достижение лояльности потребителей. Кроме того, согласно действующему российскому законодательству, они вынуждены продавать свой бизнес с большими скидками, плюс — делать взнос в бюджет. Таким образом, потери западных компаний становятся очень большими».
В качестве примера собеседник «Свободной прессы» привел ушедший из России McDonald’s: «Казалось бы, рынок не большой. Но затем эта компания сразу потеряла рынок Белоруссии и Казахстана — там теперь тоже работает „Вкусно — и точка“. И что мы видим? В транснациональной компании идут масштабные сокращения: понятно, что в таких условиях доходы так же динамично расти, как росли прежде, не могут».
По оценке экономиста, послабления, которые готовит Еврокомиссия, призваны создать условия, при которых уход западных компаний с российского рынка был бы менее болезненным и приносил бы меньше издержек. Однако, на мой взгляд, многие из тех компаний, что остались, не горят желанием уходить. Полагаю, они будут держаться на российском рынке до тех пор, пока санцкионные режимы не начнут напрямую жестко блокировать их бизнес. Они понимают, что европейское политиканство уже довело до беды западную экономику и финансовую инфраструктуру, а потому они не хотят, чтобы это довело до беды их собственные компании с десятками тысяч рабочих мест".
По оценке доцента кафедры политической экономии экономического факультета РУДН, даже при упрощении Еврокомиссией механизма ухода с российского рынка, массового оттока западных компаний ожидать не стоит.
«Те компании, что остались, думаю, хотели бы продолжить работу в России, иначе бы сделали это раньше. Напряженность геополитики, которая возникла после 24 февраля прошлого года, постоянно поддерживать невозможно. Эмоции, во многом, уже схлынули, наступил трезвый расчет. Поэтому массового исхода ожидать не нужно», — убежден Максим Чирков.