Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России Павел Селезнев обращает внимание, что панические ожидания тотального дефолта США изначально были преувеличены и имели мало общего с действительностью.
«Дефолт — это неспособность правительства обслуживать свой государственный долг. Однако, очевидно, что при любых обстоятельствах у американских властей деньги будут всегда, потому, что налоги они как собирали, так и собирают сейчас. А потому, для обслуживания госдолга они могут использовать часть налогов, а если этих средств не хватит — могут занять деньги на рынке. Правда, если не повысить потолок госдолга, возможность занять деньги на рынке у американцев будет отнята. То есть, речь шла не о прекращении обслуживания государственных ценных бумаг, а о перераспределении налоговых сборов в пользу обслуживания госдолга. Так что крах американского госдолга — это страшилка, которая использовалась окружением Байдена для давления на республиканцев и на весь остальной мир», — указывает эксперт, комментируя заявление президента Соединенных Штатов Джо Байдена.
Ранее Джо Байден сообщил, что им и спикером Палаты представителей Конгресса США Кевином Маккарти достигнуто окончательное соглашение по бюджету, предусматривающее повышение потолка госдолга до 2025 года. «Соглашение снимает с повестки угрозу катастрофического дефолта», — уточнил американский лидер, отметив, что пошел на компромиссы только в вопросах, касающихся бюджета.
Как напоминает Павел Селезнев, изначально республиканцы требовали сокращения бюджетных расходов на 4,5 триллионов долларов в обмен на увеличение потолка госдолга на 1,5 триллиона: «Окончательная сделка выглядит так, что формально Байден может праздновать победу — она заключена до января 2025 года, а не на десять лет, как хотели республиканцы. До этой даты лимит поднимается на четыре триллиона долларов, а не на полтора триллиона, как планировали изначально республиканцы. Однако эти достижения сводится „на нет“ еще одним условием: расходы на предстоящий, 2024 год остаются на уровне нынешнего, за исключением оборонного бюджета и выплат ветеранам».
Собеседник «Свободной прессы» обращает внимание, что на год предстоящий правительство имеет право поднять расходы на один процент: «Таким образом, республиканцы добились главного — они лишают Байдена возможности наращивать социальные выплаты перед президентскими выборами, которые состоятся в будущем году. А с учетом инфляции, которая в следующем году составит не менее пяти, а то и семи процентов, фактически, социальные расходы будут сокращены, что, безусловно, вызовет недовольство и населения, и бизнеса. А это, в свою очередь, снизит шансы Байдена на переизбрание».
Сокращение срока действия сделки до двух лет также выглядит с их стороны скорее победой, а не уступкой, убежден экономист: «Если демократы проиграют, а это вполне вероятно, новый президент-республиканец не будет связан ограничениями в части расходов. То есть, сделка действует только для нынешней администрации, а при изменении хозяина Белого дома тот начнет разговоры с Конгрессом „с чистого листа“. Так что, несмотря на оптимизм Байдена, сделка, скорее, представляет для демократов полный разгром».
Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета признает, что даже если бы потолок госдолга не был повышен, американские власти вполне могли перераспределить расходные статьи и продолжить обслуживание собственных заимствований: «Тем не менее, экономические последствия, безусловно, будут. Только не в части госдолга, а в части экономического роста. Дело в том, что чрезвычайные расходы последнего времени позволяли создать дополнительный спрос, который замещал падающий спрос населения и бизнеса на товары услуги. За счет госрасходов экономика США не погружалась в депрессию. Теперь же эта подпорка если не исчезает, то сокращается, из-за чего вероятность депрессии в следующем году значительно повышается».
Кстати, для России это тоже плохо, поскольку экономический спад из Соединенных Штатов распространится по остальному миру, что приведет к снижению спроса на товары российского экспорта, уточняет эксперт.
«Военные расходы на Украину сохранятся в нынешнем объеме, а, возможно, будут даже увеличены. Однако прочие статьи помощи „незалежной“, вполне возможно, будут урезаны. На сколько — увидим нынешним летом, при планировании бюджета США. Однако при всех обстоятельствах Соединенные Штаты не скрывают, что хотели бы переложить бо́льшую часть расходов на европейцев. Так что, вполне возможно, общее финансирование, военное и невоенное, будет сокращаться», — подчеркивает Павел Селезнев.