Доцент кафедры политической экономии экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН) Максим Чирков убежден, что Арктика является достаточно перспективным регионом.
«С развитием технологий и техники труднодоступные регионы, к которым относится и Арктика, становятся более открытыми. У них есть большое количество преимуществ по использованию акватории, поскольку Арктика, по большей части, представляет собой океан. Но Арктика — это не только транспорт — там можно использовать природные ресурсы, полезные ископаемые», — указывает эксперт, комментируя заявление премьер-министра Канады Джастина Трюдо.
Ранее Джастин Трюдо по итогам переговоров с руководством скандинавских стран в Рейкьявике заявил журналистам о надежде на возвращение к сотрудничеству с Россией в Арктике. «Я надеюсь, мы достигнем той точки, когда сможем вернуться к работе с Россией», — сказал он, уточнив, что это будет возможно лишь после завершения украинского конфликта.
Действительно, после начала конфликта на Украине, экономические связи России и Канады нарушились, признает Максим Чирков: «Делая подобное заявление, Джастин Трюдо по факту признает, что Россия является в Арктике игроком номер один — у нас в данной сфере конкурентов, по сути, нет. У нас самый технически совершенный и самый крупный ледокольный флот, и значительные перспективы по развитию этого флота. На данный момент понятно, что проект по строительству ледокола „Лидер“ будет реализован, а это позволит использовать транспортные логистические возможности Арктики, сокращая пути доставки грузов».
Россия имеет самые серьезные преимущества при использовании арктических коридоров, полагает собеседник «Свободной прессы»: «Я говорю о Северном морском пути, который можно было бы использовать в привлекательном коммерческом режиме. Сейчас критично время использования Семорпути, а главное — скорость использования. Новые ледоколы серии „Лидер“ позволят использовать Северный морской путь более долгий срок, плюс ледоколы обеспечат бо́льшую надежность и скорость, что было бы привлекательным для многих компаний при транспортировке своих грузов».
Экономист обращает внимание, что освоение Арктики, безусловно, является делом затратным, а потому, лучше делать это, когда страны объединяются: «Ясное дело, что у Канады в Арктике сконцентрированы большие интересы, поскольку это большая северная страна. Ясное дело, что санкционная война, развязанная против нашей страны после начала кризиса на Украине, внесла серьезные коррективы в реализацию программ по освоению Арктики странами, которые работает в этом регионе, но отказались от сотрудничества с Россией. Северный морской путь может сократить время доставки грузов в разы. Сейчас эти преимущества, на мой взгляд, недоиспользованы — многие европейские страны могли бы что-то транспортировать, что-то продавать, но они такой возможности оказались лишены».
Эксперт убежден, что от разрыва связей по освоению Арктики потеряли все государства, но Россия — меньше других.
«Мы целенаправленно, продуманно действуем, развиваем инфраструктуру Арктики, внедряем разные технологии. Впрочем, это понятно, поскольку, наверное, именно у нас самые большие амбиции в этом регионе», — подчеркивает Максим Чирков.