Большинство россиян положительно относятся к медицинским услугам онлайн и хотели бы иметь к ним доступ. Опрос финансового маркетплейса «Сравни» и группы компаний BestDoctor показал, что 55% граждан РФ хотят иметь возможность консультироваться с врачами онлайн на постоянной основе.
Более 20% предпочли бы получать онлайн результаты анализов и диагностики, еще 18% респондентов воспользовались бы возможностью получать таким образом экстренные консультации медиков.
При этом только 10% опрошенных на постоянной основе используют мобильные приложения для здоровья, а также сервисы телемедицины или обращаются за онлайн-консультациями к врачам.
Исследование показало и то, что 60% россиян готовы хранить основные данные о здоровье (информацию о группе крови, категории здоровья и другие) в онлайн-сервисах. Порядка 12% респондентов говорят, что готовы делиться данными о хронических заболеваниях и травмах. Четверть опрошенных не хотят хранить такую информацию в электронных медкнижках (24%).
Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин пояснил: Роскомнадзор активно отслеживает утечки информации и наказывает за них виновных. В процессе финальной доработки находится законопроект о введении оборотных штрафов за утечки данных для компаний, а также обсуждается введение уголовной ответственности для участников неправомерной обработки персональных данных.
«Сервисы, которые предоставляют услуги телемедицины и при этом обрабатывают личную информацию, не являются исключением в этом случае. Любая платформа, которая работает с такими данными, должна оценивать риски и прикладывать усилия для того, чтобы данные клиентов хранились под надежной защитой. Тем более, когда речь идет о такой чувствительной информация, как сведения о здоровье», — подчеркнул парламентарий в беседе со «Свободной прессой».
При этом, по мнению законодателя, вводить дополнительные запреты и ограничения в данном случае не имеет смысла, поскольку они могут осложнить работу компаний, которые только развивают это направление в России.
На вопрос, планируется ли один оператор, через который будут проходить все процессы, касающиеся связи пациента и врача онлайн, Немкин ответил, что сейчас такого оператора в стране нет. Площадки в праве сами организовывать процесс общения пациента и врача удобным для них способом.
«Ключевой момент — такое общение должно быть защищенным с точки зрения кибербезопасности, желательно его проводить на отечественных платформах. Однако это только общая рекомендация, а не правило. Тем не менее, с дальнейшим развитием телемедицины в нашей стране не исключено, что такой оператор может появиться. Особенно, если граждане будут жаловаться на проблемы с обработкой их персональных данных. Хочется верить, что этого не произойдет», — уточнил депутат.
Ежегодно в России проводят 200 тысяч телемедицинских консультаций, говорил чуть раньше министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. По данным Минздрава, за последние несколько лет наблюдается взрывной рост (4,5 раза) востребованности в стране телемедицинских консультаций и консилиумов.
Ранее Немкин оценил создание Роскомнадзором новой системы мониторинга информационных ресурсов