Политолог, международный эксперт, директор Международного института новейших государств, доцент Финансовой Академии при правительстве России Алексей Мартынов прокомментировал заявление генерального секретаря кабинета министров Японии Хирокадзу Мацуно, что позиция страны по южной части Курил остается неизменной.
Ранее Хирокадзу Мацуно заявил, что позиция Японии по южной части Курильских островов, которые в Токио считают своими «исконными территориями», остается неизменной. «Северные территории [так в Японии называют южную часть Курильских островов] - исконные территории нашей страны, на которые распространяется суверенитет нашей страны. <…> Последовательная позиция Японии заключается в том, что предметом переговоров о мирном договоре является вопрос принадлежности четырех островов [Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа мелких необитаемых островов, которую в Японии называют Хабомаи], — сказал он…
Стоит напомнить, что после начала специальной военной операции России на Украине Япония ввела несколько пакетов антироссийских санкций. В связи с этим МИД РФ заявил, что Москва прекращает переговоры с Токио по мирному договору.
Вместе с тем, как полагает Алексей Мартынов рано или поздно тема мирного договора вернется, не зависимо от сегодняшней повестки: «Никуда не денутся ни Япония, ни Россия, ни Курильские острова. И, соответственно, тема мирного договора так или иначе вернется в повестку. Что же касается сегодняшних заявлений — это регулярные заявления. Таким образом, они сами себе напоминают, чтобы не забыть, как относятся к этому вопросу, учитывая длительную паузу в переговорном процессе».
При этом собеседник «Свободной Прессы» уточнил, что надежды японцев получить Курилы — пустые: «Никто ничего отдавать не собирается. Действительно, в головах мечтателей в Токио почему-то связывается подписание мирного договора с передачей Японии Южной гряды Курильских островов. В действительности — никакой связи. Никакой. От слова „совсем“. И, кстати, никогда не было. Даже в мирном договоре 1954 года между Советским Союзом и Японией, когда США его заблокировали и порушили, ни про какие острова и речи не было».
Директор Международного института новейших государств убежден, что в мирном договоре, в первую очередь, заинтересована Япония.
«В „нулевых“ процесс мирного договора в определенном смысле шел динамично. Но и тогда речи не шло, что кто-то чего-то кому-то будет отдавать. Речь шла о поиске неких компромиссных решений — о совместном освоении пространства вокруг этих островов с сохранением российской юрисдикции», — подчеркнул Алексей Мартынов.