Политолог, международный эксперт, директор Международного института новейших государств, доцент Финансовой Академии при правительстве России Алексей Мартынов прокомментировал заявление главы Национального банка Румынии Мугура Исэреску, что Бухарест рассчитывает получить от Москвы золотой запас страны, эвакуированный в Россию в 1916—1917 годах.
Ранее Мугур Исэреску заявил, что Нацбанк Румынии намерен провести за границей кампанию по требованию вернуть золотой запас страны, эвакуированный в 1916—1917 годах в Россию, и впоследствии, якобы, конфискованный СССР. «За границей, даже на уровне европейских руководителей, проблема эвакуированного в Москву золотого запаса остается большей частью неизвестна», — отметил он.
Впрочем, по мнению Алексея Мартынова, требования Исэреску являются «откровенной глупостью»: «Напомню, что не сильно значительный золотой запас Румынского Королевства был отправлен на хранение в Российскую Империю по просьбе румынского монарха во время Первой мировой войны, когда ее очаг переместился на юг Европы. Действительно, после революции все было арестовано Советским правительством, поскольку Румыния аннексировала Бессарабию, то есть современную Молдавию, хотя по Брестскому миру эта территория оставалась за Советской Россией. Естественно, что СССР аннексию не признал, соответственно, на всех советских картах Бессарабия была заштрихована карандашом. А на левом берегу Днестра после 1921 года была создана Молдавская автономия в составе Украины — то, что сегодня называется Приднестровьем».
Собеседник «Свободной Прессы» уточнил, что во времена Иосифа Сталина, еще до Второй мировой войны этот вопрос широко дискутировался: «В 1935 году часть золотого запаса Румынии был возвращен. Это было в канун возвращения Бессарабии под контроль Советской власти, что случилось в 1940 году, когда была образована Молдавская ССР путем присоединения вернувшейся Бессарабии к Молдавской автономии. Кстати, корни сегодняшней Приднестровской ситуации тянутся именно оттуда. Я не зря вам так подробно рассказываю, потому что сегодня мало кто помнит и не понимает, в чем прикол Приднестровского вопроса».
Директор Международного института новейших государств обратил внимание, что вопрос с возвратом Румынии золотого запаса стоял на повестке дважды: «Это было, повторюсь, в 1935-м, а еще часть была возвращена после войны в 1956-м, не смотря на то, что Румыния воевала на стороне гитлеровской Германии и румынофашисты оккупировали Одесскую область и уничтожили там все еврейское население. Тем не менее, после войны Румыния оказалась в зоне интересов СССР и наши власти пошли на такой шаг. Таким образом, возврат Румынии золотого запаса — исторический факт который документально подтвержден».
То, что в Бухаресте вновь подняли этот вопрос, как указал политолог, потому что данный шаг ложится в русофобскую логику: «Если раньше, во времена Траяна Бэсеску, отмороженного румынского националиста мотором румынской унии в Молдове был Бухарест, откуда все веяния летели в Кишинев, то сегодня удивительным образом все наоборот. За это время в Молдавии удалось воспитать целую плеяду русофобов. Так, Майя Санду прошла все этапы подготовки и обработки в соответствующих западных институтах и долгое время работала под присмотром и наставничеством американского посла в Кишиневе Деррика Холдена, который и привел ее к власти. Соответственно, сегодня мотор унионистского движения находится в Кишиневе, откуда в Бухарест транслируются различные идеи, в виде предъявления претензий России».
Впрочем, как подчеркнул эксперт, все давно подсчитано, отдано и задокументировано.
«Кстати, такие разговоры любят заводить поляки, не отстают от них прибалты, что им кто-то чего-то должен. Однако. когда дело доходит до подведения баланса в таких историях, как правило, выясняется, что они остаются должны, и все разговоры очень быстро сворачиваются», — резюмировал Алексей Мартынов.