
Владимир Ленин свою жизнь посвятил революционной борьбе. Это важно подчеркнуть, поскольку в те годы профессиональные революционеры как в России, так и в любой другой стране мира были очень редки. Существовали представители левых, правых, центристских взглядов, но мало кто позволил себе весь свой путь, биографию поставить на такую рискованную карту как революция, сказал с беседе со «Свободной Прессой» политолог, профессор Николай Межевич.
Сегодня, 22 апреля, исполняется 155 лет со дня рождения Владимира Ленина. В Москве по инициативе КПРФ пройдет торжественная церемония возложения цветов и венков к Мавзолею. Акция памяти состоится и в Санкт-Петербурге на площади близ Финляндского вокзала.
«Для своего периода Ленин был, во-первых, блестяще образован. Во-вторых, — был стратегом и тактиком. Он отлично знал мировой контекст и применял свой анализ процессов, известных ему по эмиграции, к ситуации в России. Одновременно Ленин сумел воспользоваться абсолютно очевидной слабостью власти, которую понимали все — брат царя понимал, Керенский понимал, князь Львов понимал. Все понимали, а воспользовался именно Ленин. Я не верю, что во всех перипетиях с периода союза борьбы за освобождение рабочего класса и до поздней осени 1917 года — это все был случай. Случай может помочь человеку один раз, но здесь тенденция», — указал Межевич.
Профессор уточнил, Ленин был человеком команды, умел вычленять и собирать людей, которые становились продолжателями его дела. Победил Сталин как продолжатель дела Ленина. Мог победить Троцкий, который был бы, вероятно другим, но тоже продолжателем этого дела. В конечном счете, первенство Ленина никто не оспаривал до тех пор, пока он был жив. И это крайне важно, поскольку в той среде конкуренция за власть была никак не меньше, а может быть даже где-то больше, чем сегодня.
«Вы можете любить Ленина, не любить или даже ненавидеть. Но в любом случае вы обязаны признать масштаб личности, как и всемирное историческое значение. Ленин жил и работал на переломе эпохи, которую он же и переломал. Разумеется, не один, разумеется, для этого были предпосылки… Что касается памяти. Ну, к примеру, Александр Яковлев, который был образован, талантлив, воевал, но на каком-то этапе не то чтобы перестал верить, а я боюсь, стал просто обычным предателем. Так вот, что бы ни делал Яковлев и иже с ним представители либеральной общественности, в массовом сознании отношение к Ленину радикально изменить не удалось. Более того, подрастающее поколение знает Ленина. А кто такой Яковлев в силу своих профессиональных обязанностей знает очень небольшое количество людей, а еще через 20 лет вообще вряд ли кто-либо будет знать», — добавил Межевич.
Ранее депутат Госдумы Юрий Синельщиков выступил за создание нейросети Владимира Ленина.