
Наличие у России списка недружественных государств — естественно. У нормальной страны должны быть друзья и должны быть враги, поскольку она проводит определенную политику, сказал в интервью «Свободной Прессе» адвокат, общественный деятель Дмитрий Аграновский.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков накануне говорил, что список недружественных РФ государств нельзя считать догматическим. Он может пересматриваться в случае изменения отношений Москвы с подобными странами.
«После того как недружественные действия прекращаются, после того как наступает фаза налаживания и реставрации двусторонних отношений, может на повестку встать вопрос и о пересмотре такого списка», — пояснял пресс-секретарь президента.
По его словам, пока этот список не претерпел никаких изменений.
Аграновский отметил, что действительно этот перечень не носит догматического характера, в международных договорах Российской Федерации он никак не обозначен. Тем не менее, такой список «имеет право на жизнь».
«Первичное назначение? Думаю, самое главное, просто психологически обозначить. Нам 30 лет говорили, что у нас нет врагов, и мы ни с кем не собираемся воевать, а теперь выяснилось, что это неправда. Собственно, это всегда было неправдой, просто кому-то хотелось каких-то иллюзий. Но иллюзии рухнули, и мы обозначили эту позицию. Так что, скорее, список имеет больше политологическое значение», — уточнил собеседник издания.
Аграновский напомнил, что в 1990-е Россия буквально разогнала своих друзей, обозначив, что они больше не нужны, а «мы будем дружить с Америкой». Однако достаточно быстро выяснилось, что с США дружить нельзя, и они с нами дружить не собираются.
«После этого мы начали бубнить вот эту для меня жуткую фразу, что у России нет друзей, только армия и флот. А сейчас выясняется, что, оказывается, есть дружественные государства и, естественно, недружественные. Вообще-то, у нормальной страны должны быть друзья и должны быть враги, поскольку она проводит определенную политику. Вот как только мы немножечко заявили о своих интересах, у нас сразу появились враги, при этом сразу о нас вспомнили и друзья. Так что такой список он должен быть», — заключил Аграновский.
Ранее в Кремле отмечали значительный потенциал для восстановления торгово-экономических отношений между Москвой и Вашингтоном.