«Кредиты, которые РФ выдаёт как невозвратные, производят впечатление хищения...»
Михаил Делягин
Президент США Дональд Трамп не думает, что его операция в Венесуэле повлияет на отношения с китайским лидером Си Цзиньпином. Слова главы Белого дома приводит CNN.
Чуть раньше в Пекине состоялась встреча министров иностранных дел КНР и Пакистана Ван И и Исхака Дара. Было отмечено, что нынешняя международная ситуация становится все более сложной и нестабильной. До этого МИД Китая выступил с требованием к США немедленно освободить президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его жену Силию Флорес.
Глава Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге Кирилл Котков в беседе со «Свободной Прессой» сказал, что боливарианский социализм — «лучшая антиреклама» для социализма. К примеру, политика Уго Чавеса была проста — отнять деньги у белого меньшинства и «заткнуть ими рот цветного большинства». Это вместо того, чтобы сосредоточить средства в руках государства и пустить доходы от продажи нефти на диверсификацию экономики, индустриализацию страны, развитие туризма, другие полезные ископаемые, кроме нефти, развитие скотоводства.
«Можно из Венесуэлы было сделать по экспорту мяса вторую Бразилию, Уругвай, Аргентину. Но фактически вся политика сначала Чавеса, а потом Мадуро — чистый популизм. Да, были социальные программы, да, строилось жилье в бариосах, как в бразильских фавелах, переселяли туда людей, за что Чавеса регулярно выбирали, а потом и Мадуро поддерживали. Но страна от этого не прогрессировала. Если в начале правления Чавеса доходы от нефтедолларов составляли порядка 60% общих доходов Венесуэлы, то ко временам, когда Мадуро заступил в должность, — уже 96%», — подчеркнул собеседник издания.
Эксперт озвучил вопрос, который могут задать себе страны ОПЕК+ из-за событий в Венесуэле
В итоге на Венесуэлу наложили санкции, поскольку в 2007 году Чавес национализировал нефтедобычу. И в условиях ограничений, когда экономика фактически стала монотоварной, простым людям приходилось ездить за продуктами в соседнюю Колумбию. Для того, чтобы бедные могли купить все необходимое, были созданы специальные магазины по сниженным ценам, и народ «сметал это все с прилавков». Естественно, появился огромный дефицит.
Тогда появился Китай, который оказался, по сути, единственной, не считая России, страной, решившей прийти Венесуэле на помощь. Пекин вошел в число ведущих торговых партнеров Каракаса, от 55 до 90% венесуэльской нефти в 2025 году шло на экспорт в Китай. И самое главное, что китайцы практически с нуля построили инфраструктуру.
Кнутов объяснил, почему Россия в начале СВО не действовала так же, как США в Венесуэле
«Был порт построен для того, чтобы эта нефть вывозилась. Были построены заводы по переработке тяжелой нефти, за что не все брались. При этом чисто географически Китай никак не может повлиять на ситуацию. КНР, грубо говоря, отрубают одну из рук. Пекин рассматривал, конечно, Венесуэлу как свой плацдарм для экономического проникновения в страны Латинской Америки. Естественно, Штаты это терпеть не могли и сделали не просто хороший шаг, а стратегический. В очередной раз была сделана ставка на местную компрадорскую элиту», — пояснил эксперт.
Котков добавил, что Китай, вероятно, может поднять пошлины на какие-то товары, в которых нуждаются Соединенные Штаты, но это будет по-прежнему мягкая политика.
Ранее президент Кубы Мигель Диас-Канель объявил в стране двухдневный национальный траур по 32 кубинцам, погибшим во время атаки США на Венесуэлу.