«Венесуэла должна РФ около 3−3,5 млрд долларов. Плюс 17 млрд инвестиций в страну...»
Валентин Катасонов
Председатель Госдумы Вячеслав Володин рассказал о фундаментальном кризисе в системе глобального правопорядка. Парламентарий заявил, что перечеркиваются принципы международного права, достигнутые, зафиксированные после Второй мировой войны.
«Новым правилом стал мир без правил. Это ведет к огромным проблемам и напряженности», — сказал спикер нижней палаты парламента.
Политолог, член совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько в интервью «Свободной Прессе» отметил, что Володин, как и многие другие российские политики, говорят о тенденции. Конечно, полностью отказаться от всех правил, норм или каких-нибудь сдерживающих факторов не получится. При этом совершенно очевидно, «куда мир движется».
«Все то, что мы узрели после распада СССР — с момента операции „Буря в пустыне“ до нынешнего захвата Николаса Мадуро и угроз аннексировать Гренландию, причем у союзников по НАТО — говорит о том, что от силы права мы переходим к открытому праву силы. Какие-то сдерживающие факторы остаются — например, никто пока еще не применял ядерное оружие в военных целях, даже тактического. Но очевидно, что нас это ждет в будущем, и к этому надо готовиться», — пояснил собеседник издания.
Мир стремительно меняется в сторону ряда зон и блоков, и привычные правила постепенно отмирают. Пока еще существует ООН и другие международные организации, но уже очевидно, что их роль все меньше и меньше, особенно в деле урегулирования военных конфликтов, уточнил Безпалько.
«И я говорю обо всем мире, а не только о Западе. Вот у Китая, например, существовал ряд договоренностей, в соответствии с которыми он закупал нефть у Венесуэлы. Сейчас трем танкерам КНР не дали забрать оттуда нефть. Как это относится к правилам? Естественно, что и Пекин тоже вступает в этот мир. То же самое можно сказать и о Северной Корее. Если бы у Венесуэлы было ядерное оружие или более значимые, скажем, вооруженные силы, то никто Мадуро никогда не посмел бы выкрасть. Посмотрите, Дональд Трамп спокойно отдал приказ о нанесении удара по части Нигерии. Где Нигерия, а где Соединенные Штаты? Это и есть открытый переход к праву силы», — подчеркнул политолог.
Он добавил, что у больших государств, обладающих достаточными объемами ресурсов — полезными ископаемыми, научным и промышленным потенциалом, армией, экономикой — больше шансов выжить, чем у маленьких. Именно поэтому, к примеру, Виктор Орбан так беспокоится относительно поставок в Венгрию газа и нефти. Для небольшой страны закупки по более высоким ценам — крайне значимый фактор.
«Правила отменились. Все будут действовать в своих собственных интересах так, как могут. Для маленьких государств, очевидно, придется выбирать, с кем им быть. И такой выбор делает невозможным, скажем так, нейтралитет. Нельзя будет балансировать между блоками, как это было возможно раньше. Сама по себе необходимость осуществления этого выбора, который поставили практически перед всем миром Соединенные Штаты, многих пугает и отталкивает, в том числе от США», — заключил Безпалько.
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил, что современный миропорядок должен строиться на фундаменте памяти о Победе во Второй мировой войне.