Москва, 9 октября 1999 года. Дождливый осенний день. Однако вечер обещает радость — в случае победы над Украиной сборная Россия занимает первое место в своей отборочной группе. А это путевка на чемпионат континента. И надежды на будущее — не призрачные, а вполне реальные. Ведь народ в команде собрался умелый, серьезный. Таких молодых людей показать просвещенной Европе было совсем не зазорно.
Крылья черной птицы
Матч в Лужниках, который выдался тяжким, вязким, подходил к концу. Сборная России, игравшая вдохновенно, могла забить три или четыре гола. Но на табло горел минимальный счет — 1:0. На 75-й минуте мяч в сетку ворот Александра Шовковского могучим ударом вколотил Валерий Карпин. Привет ему в далекую Пальма-де-Майорку…
Казалось, справедливость торжествует — Россия смотрится намного лучше соперника. Игроки Украины сникли. Ее лидер, будущий обладатель Золотого мяча — Андрей Шевченко бледнее самой плохой своей фотографии.
До конца матча и, следовательно, до начала всероссийского праздника оставалось три минуты…
Включаю запись. Голос комментатора Виктора Гусева звенит от напряжения. Вдалеке от ворот, у боковой линии россиянин Алексей Смертин зачем-то — глупость несусветная! — сбивает украинца Сергея Мизина. У того не было никаких вариантов для продолжения атаки. Тупик.
Когда Шевченко готовился бить штрафной, думаю, многие в Лужниках услышали, как захлопала крыльями черная птица несчастья…
Мне не надо смотреть на экран, я и так все помню. Толпа украинцев и россиян в штрафной площадке зачаровано смотрит на мяч, который летит в руки Александру Филимонову. Вратарь делает несколько шагов вперед, затем пытается возвратиться…
Он пытается поймать мяч, но делает неловкий шаг, другой и…
Мяч от рук Филимонова падает в сетку.
«А! — хрипит Гусев. И горестно выдыхает: — Боже мой!»
1:1. И дождь смывает все следы. Остался только один, кровоточащий — в душе.
Переполненный стадион замирает. В этой траурной тишине звенит лишь десяток-другой голосов. Это ликуют и исполняют какой-то немыслимый танец игроки и тренеры украинцев.
Первое место в группе занимает Франция. Вторая — Украина, которая получила право играть в «стыках» со Словенией. Россия не получает ничего.
В тот день Филимонов сделал несчастной огромную страну. Такое сотворить было не под силу ни одному, даже самому злому и коварному политику. Но это — вратарь. Человек, с которым чаще всего случают футбольные несчастья.
Филимонов играет до сих пор. Но наверняка то, пятнадцатилетней давности, горе вспоминается ему, а, может, порой и снится…
Та ничья для сборной Украины оказалась пирровой. В стыковых матчах команда «незалежной» проиграла словенцам.
Коварный мяч
В чемпионатах СССР — светлая им память! — трагические эпизоды с вратарями случались нередко. Один из них произошел в 17 апреля 1971 года в игре ЦСКА и ереванского «Арарата». О нем оставил свидетельство известный спортивный журналист Аркадий Галинский. В очерке «Случай с вратарем» он писал, что этот фрагмент «будет кочевать по страницам футбольных справочников и спортивных календарей…». Но он, кажется, давно забыт. Так что есть резон его напомнить.
Ворота ЦСКА защищал Леонид Шмуц — голкипер надежный и спокойный, уже поигравший за сборную Советского Союза. Но тут… Он, как бывало не раз, решил выбросить мяч рукой своим партнерам. Это движение увидел нападающий ереванцев. Шмуц, заметив маневр, резко остановил движение правой руки, уходившей назад. Ну а коварный мяч, как пишет Галинский, «перекатывается через указательный палец, минует преграду большого пальца, который тоже не в силах его удержать, и, предательски соскользнув с ладони, направляется за спину вратаря. А там — ворота…
Шмуц в отчаянии поворачивается, боком бросается на землю за мячом, падает… Поздно! Гол".
В тот день за воротами Шмуца стоял известный в прошлом вратарь Хомич, который переквалифицировался в фоторепортеры. Говорили, что Алексей Петрович запечатлел тот момент. Но фотографию печатать не стал. Трагедия так и осталась на пленке. Хомич сам побывал в шкуре вратаря и понимал, что случилось со Шмуцем…
Этот случай «сломал» армейского голкипера. Проклятая, злая судьба…
Проделка Рене Игиты
Вспомним беды вратарей на чемпионатах мира. В 1950 году Моасира Барбоза, защищавший ворота сборной Бразилии, пропустил мяч от уругвайца Альсидеса Гиджы. Удар был несильный, в ближний угол. До конца матча, решавшего судьбу чемпионата мира, оставалось десять минут.
Но они ничего изменили. Бразилия сенсационно проиграла домашнее первенство планеты. Страна надолго впала в траур…
Через сорок лет, в 1990 году, вратарь сборной Колумбии Рене Игита, прославившийся своей экзотичной манерой игры, решил еще раз проявить себя. На сей раз — в дриблинге. Кстати, и в этом аспекте игры он чувствовал себя недурно. Впрочем, финты у него порой получались «своеобразные»…
В игре одной восьмой финала с Камеруном длинноволосый колумбиец, вышедший далеко из ворот, попытался обвести соперника. Но Роже Милла, габаритный и умелый форвард африканцев, отобрал мяч. И через пару секунд побежал к центру поля обниматься с партнерами. А Игита, опустив голову, возвратился в свои владения.
Ошибка вратаря стала решающей — Колумбия проиграла — 1:2 и выбыла из дальнейшей борьбы. Камерун же стал первой в истории африканской командой, вышедшей в четвертьфинал чемпионата мира.
Прекратил ли свои «штучки» Игита? Вовсе нет — осторожность была ему не свойственна. Главное — сыграть на публику, которая была от него без ума…
Последнее звено в цепи
Увы, в списке вратарей, оплошавших на чемпионатах мира, есть и наш Яшин. Впрочем, это отнюдь не затмевает его величие. Серьезных ошибок у Льва Ивановича было немного, подвигов же — во сто крат больше.
В 1962 году сборная СССР играла с Колумбией на чемпионате мира. Соперник — не самый сильный, игра нашим давалась почти без труда. За двадцать минут до конца на табло — 4:1 в пользу советской команды. И тут — угловой у ворот Яшина. Обычный, банальный…
Спустя несколько лет об этом случае вспоминал в своей книге «Это футбол» участник той игры, капитан сборной СССР Игорь Нетто:
«Я стоял в нескольких метрах от штанги, прикрывая возможный рывок к воротам своего подопечного Калле. За мной, у штанги, расположился Гиви Чохели, за ним — в воротах Лев Яшин. Мяч подан. Он идет низом, слегка закрученный. Я был совершенно уверен, что он, не дойдя до ворот, уйдет на свободный. Я пропустил мяч, потому что если бы и захотел отбить его, то мог сделать это, только послав мяч снова на угловой. И тут случилось нечто невероятное. Стоящий за мной Гиви Чохели мог и должен был спокойно отыграть мяч, послать его далеко в поле. Но в этот момент Лев Яшин крикнул: „Играй!“ Гиви послышалось, будто Яшин крикнул: „Играю!“ Он пропустил мяч под ногой, и тот спокойно, на глазах у пораженного Левы, завернул потихоньку… в ворота!»
Очевидно, что оплошал не только Яшин. Просто он был последним звеном в цепи ошибок…
Правильно говорится — беда не приходит одна. Их в матче пришла еще две — колумбийцы превратили катастрофический для себя счет в ничейный — 4:4. А в конце игры могли и вырвать победу…
Льву Яшину припомнили ту неудачу, когда сборная СССР вернулась чемпионата мира. Вернулась досрочно, уступив в четвертьфинале команде Чили. Динамовского вратаря обвинили в неудачном выступлении сборной. Его ругали в прессе, освистывали с трибун. Яшин даже хотел уйти из футбола.
Чтобы вылечить глубокую душевную травму, голкиперу потребовалось больше года. Осенью шестьдесят третьего мир увидел прежнего, великолепного Яшина — он замечательно сыграл в матче Италия — СССР в Риме, блеснул в игре сборных Мира и Англии в Лондоне. И уже не было никаких вопросов, кому вручать Золотой мяч…
Хитрость вратаря
Упомянутый Галинский вспоминал и другой случай. Когда гол был забит, но судья, а им был Сергей Алимов, его… не заметил. 30 сентября 1964 года в матче ЦСКА — «Спартак» армеец Владимир Федотов стал победителем в дуэли с Владимиром Маслаченко. «Ему забили гол сильным низовым ударом, — писал журналист. — Но мяч, юркнув под недостаточно плотно закрепленную у земли сетку, выкатился за ворота, в легкоатлетический сектор. Маслаченко же сделал вид, будто удар прошел мимо и быстро ввел мяч в игру».
Вот как вспоминал тот эпизод участник матча, спартаковец Юрий Севидов: «Весь стадион наблюдает за тем, как мяч вонзается в сетку и… летит сквозь нее к трибунам.
— Ура! Гол! — Федотов подпрыгивает от радости и принимает поздравления партнеров.
— Какой еще гол? — удивляется Маслаченко. — Посмотрите, куда мяч-то улетел, в «молоко»!
Арбитр показывает: от ворот. На стадионе шок. Все видели, что гол был. Но… его не было.
Дырку в сетке маслаченковских ворот обнаружили только после матча, завершившегося, кстати, победой армейцев — 2:0…"
С тех пор прочность сеток стали проверять до начала матчей. Ну а надежность вратарей, разумеется, показывает игра. Но выходя на поле, эти люди на всякий случай истово молят судьбу о снисхождении. И даже целуют штанги.
Иногда это помогает.
Снимок в открытие статьи: вратарь Российской сборной Александр Филимонов (справа) переживает после ошибки, допущенной в матче между сборными России и Украины, 09 октября 1999 года / Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости