История / День в истории

Тамерлан: от ЗРК «Бук» и «Куб» до «Барса» для Су-30

Как разработки нашего талантливого конструктора Бекирбаева превратили F-15 в отличную мишень

  
11133
Тамерлан: от ЗРК «Бук» и «Куб» до «Барса» для Су-30

80 лет назад, 19 октября 1934 года, родился российский конструктор Тамерлан Бекирбаев. Он стоял у истоков создания советских зенитно-ракетных комплексов, но наиболее значительный вклад внес в создание лучших в мире РСУ истребителей.

Ракетой по пятому поколению

Тамерлан Бекирбаев, окончив в 1958 году Московский авиационный институт, пришел в НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова. Где трудится и поныне. Прошел все ступени должностной лестницы — от инженера до начальника научно-исследовательского отделения. Был главным конструктором ряда разработок, воплощение которых в конкретных продуктах повысило боеготовность отечественных Вооруженных сил.

При его активном участии были созданы ЗРК «Куб» и «Бук». И если в разработке первой модификации «Бука» он принимал участие как старший инженер, а затем начальник лаборатории, то в последние модификации он внес вклад уже будучи конструктором с мировым именем. Во всяком случае, разработки Бекирбаева неизменно вызывают повышенный интерес в оборонных кругах стран НАТО. Если у «Бука» вероятность поражения истребителя одной ракетой лежала в пределах от 0,8 до 0,9, то у «Бука-М2», принятого на вооружение в 2008 году, этот показатель вырос до 0,9−0,95. И произошло это в значительной мере благодаря вкладу Бекирбаева, который является корифеем РЛС.

По свидетельству ряда экспертов, «Бук-М2» на данный момент — самое эффективное средство противовоздушной обороны среднего радиуса действия, превосходящее по дальности и эффективности поражения все существующие мировые аналоги.

Дальность поражения самолетов типа F-15 находится в пределах от 3 до 50 км при высоте полета от 10 м до 25 км. При этом максимальная скорость обстреливаемых целей составляет 1100 м/сек навстречу и 400 м/сек вдогон. Количество одновременно обстреливаемых целей в новой модификации возросло с 18 до 24. Темп стрельбы составляет 4 сек. Система управления огнем отличается высокой чувствительностью и помехозащищенностью, позволяющей обнаруживать и уничтожать с вероятностью поражения до 0,7 цели, имеющие эффективную площадь рассеяния на уровне 0,05 кв.м., то есть истребители пятого поколения, созданные на базе стелс-технологии.

«Меч», посрамивший F-15A

В 1975 году Бекирбаев был назначен главным конструктором системы управления вооружением (СУВ) истребителя Су-27, в которую входили бортовая РЛС, оптико-электронная прицельная система, вычислительная машина, система управления оружием, нашлемный целеуказатель. При этом в ТЗ были заданы чрезвычайно высокие требования к РЛС. Она должна была превосходить по параметрам американскую РЛС AN/APG-63 самолета F-15A — первую в мире бортовую станцию импульсно-доплеровского типа с полностью цифровой обработкой информации.

AN/APG-63 оснащалась щелевой антенной с гидроприводом, обеспечивающей обзор пространства в диапазоне ±60 градусов по азимуту и углу места. Использование нескольких режимов излучения позволяло РЛС обнаруживать воздушные цели с ЭПР до 3 кв.м. на встречных курсах на дальности до 100 км и на догонных курсах на дальности до 50 км, а также осуществлять сопровождение до 10 целей с захватом и последующим сопровождением одной из них.

Все эти возможности были реализованы в РЛС Су-27, получившей название «Меч». При этом Бекирбаев превзошел американскую станцию. «Меч» был оснащен фазированно-щелевой антенной, реализующей механическое сканирование в горизонтальной плоскости и электронное управление лучом в вертикальной плоскости. Это было громадное преимущество, поскольку электронное перемещение луча в вертикальной плоскости позволяло в режиме обзора при горизонтальном механическом сканировании луча практически мгновенно направлять его на ранее обнаруженные цели. Это обеспечивало при многострочном обзоре в 3 раза более частое, чем при механическом сканировании, обращение антенны к ранее обнаруженным целям. Таким образом, радикально решался вопрос повышения точности прогнозирования положения цели в режиме сопровождения на проходе. А это позволяло осуществлять одновременный обстрел нескольких целей с их непрерывно-дискретным подсветом. Для F-15 это было недоступно.

Первые боевые машины Су-27 начали поступать в ВВС в 1984 году. Они были оснащены мощной по возможностям системой управления вооружения. В нее входили:

— радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 с РЛС Н001;

— цифровой вычислитель Ц100;

— оптико-электронная прицельную система ОЭПС-27 с оптико-локационной станцией ОЛС-27;

— нашлемная система целеуказания «Щель-3УМ»;

— система единой индикации СЕИ-31 «Нарцисс» с прицельно-пилотажным индикатором на фоне лобового стекла и индикатором прямого видения;

— систему управления оружием.

При этом СУВ Су-27 была унифицирована с СУВ истребителя МиГ-29. Работу по созданию общей СУВ выполнил Бекирбаев, в 1977 году он был назначен главным конструктором по этой теме.

К сожалению, в результате дипломатических интриг в РЛПК-27 не была использована уникальная бекирбаевская разработка электронного сканирования в вертикальной плоскости. Она была применена позже — в истребителе Су-30МКИ.

Страшнее «Барса» зверя нет

Последняя и самая «мощная» работа Тамерлана Османовича — радиолокационная система управления (РЛСУ) «Барс» для Су-30МКИ, предназначенного для ВВС Индии. Разработка «Барса» началась в первой половине 90-х годов, когда отрасль находилась в глубоком пике. Несмотря на естественные (и неестественные) для того периода трудности РЛСУ была создана в короткие сроки. По своим параметрам система находится на уровне требований аппаратуры для летательных аппаратов пятого поколения.

Она представляет собой радиолокационную систему с электронным сканированием лучом. И использует пассивную фазированную антенную решетку. В настоящий момент производится глубокая модернизация РЛСУ «Барс» с целью замены пассивной ФАР на активную. Это позволит повысить как скорость перемещения луча, так и помехозащищенность системы.

Зона сканирования «Барса» превышает 5500 квадратных градусов при разрешающей способности в 10 метров.

«Барс» имеет универсальную возможность работы со всеми видами целей: наземными, воздушными и морскими. При этом одновременно сопровождаются до 15 воздушных целей и имеется возможность одновременного поражения четырех. При переходе на активную ФАР этот показатель вырастет в полтора-два раза.

РЛСУ «Барс» способна обнаруживать группу танков на расстоянии до 50 км, эсминец — 150 км, железнодорожный мост — 120 км. Для воздушных целей этот параметр равен 140 км на встречных курсах и 60 на догонных.

И в заключение необходимо выразить надежду на то, что «Барсом» наконец-то начнут оснащать истребители, предназначенные не только для индийских ВВС, но и для отечественных.

Cнимок в открытие статьи: самолет ВВС РФ Су-30/ Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Валерий Рязанский
Валерий Рязанский

Сердечно всех приветствую и поздравляю с 10-летием со дня образования «Свободную прессу».

Начав с нуля, вы сумели создать одну из самых ярких и неординарных электронных газет страны, ваш авторитет выкован вашим профессионализмом и талантом.

Вы делаете упор на освещении политических, экономических и социальных тем, создающих резонанс в обществе, освещаете культурные и научные события. Ежедневно сайт просматривается сотнями тысяч человек.

Появление действительно независимой интернет-газеты стало возможно в результате демократических преобразований в России. Вы последовательно и профессионально отстаивает демократические ценности, достигнутые российским многонациональным обществом.

Желаю всем здоровья, творческих успехов и профессионального долголетия!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня