
Этот год для БАМа — юбилейный во всех отношениях. Отпраздновали 40-летие начала самой стройки, за ним — 30 летие открытие сквозного движения по всей магистрали. Но что и кто стоит за этими датами?
Памятник с гербом СССР и вторая жизнь
Последние дни октября для жителей Тынды — столицы БАМА всегда особенные. Тут и день рождения комсомола — когда-то большой праздник для всех участников комсомольской стройки и главное событие — открытие сквозного движения по всей Байкало-Амурской магистрали. 30-летие этого события в Тынде отмечают широко. Торжества идут до сих пор. Здесь к этой дате 27 октября открыли памятник «Магистраль». Как пишет газета «БАМ», авторами монумента стали железнодорожник Виктор Кузнецов и его сын архитектор из Санкт-Петербурга Виктор. На постаменте установлена 8-метровая скульптура женщины, держащей в руках герб Советского Союза и две ленты, одна из которых превращается в рельсы. Сам автор говорит, что этот сюжет не случаен: магистраль строили представители всех республик Советского Союза, а герб как раз ярко демонстрирует многонациональность БАМа.
Еще одно событие для бамовцев последних дней — правительство России согласовало, наконец, проект реконструкции БАМа и Транссиба до 2108 года. Он обойдется в 562 млрд рублей. Ожидается, что рост грузовой базы увеличится до 55 млн тонн. А БАМ получит вторую жизнь. Но давайте вспомним самые яркие моменты из жизни стройки с непростой судьбой.
Что потрясло Дина Рида
Это сюжет о великом, прекрасном и ужасном периоде в жизни целого поколения советской молодежи. В 1972 году в столице Казахстана Алма-Ате Леонид Ильич Брежнев объявил о начале строительства Байкало-Амурской магистрали, протяженностью более 4-х тысяч километров. «Она прорежет вековую тайгу, даст жизнь новым городам и поселкам, откроет путь к несметным богатствам кладовых Сибири и Дальнего Востока». На воплощение этой идеи было вложено огромное количество денег. Цена дороги в ценах 80-х составила 9 млрд 700 млн полновесных советских рублей. Доллар тогда стоил 62 копейки. На строительство была отправлена лучшая импортная техника, лучшие специалисты.
В 1974 году на 17 съезде ВЛКСМ стройка была объявлена ударной комсомольской. На БАМ отправится отряд посланцев комсомола, возглавляемый командиром Виктором Лакомовым и комиссаром Владимиром Мучицыным. Часть отряда с Лакомовым остались в Иркутске и начали работы на Западном участке БАМа, ребята Мучицына поедут в будущую столицу БАМА поселок Тындинский, ставшим потом городом Тындой, начнут осваивать Центральный участок.
О БАМе написаны тысячи книг документальной и художественной прозы, стихотворений, песен, сняты сотни документальных и игровых фильмов. На БАМ приезжали самые популярные артисты, певцы, композиторы.
В 1979 году, 35 лет тому назад, прилетел знаменитый певец, актер, композитор, большой друг всех прогрессивных режимов Дин Рид. Он пел для строителей, снимался в кино, показывал свое кино «Эль кантор», где он сыграл роль народного певца Чили Виктора Хара. О его жизни, творчестве и гибели. В одном из интервью Дин Рид сказал: «Мой соотечественник Джон Рид написал знаменитую книгу „Десять дней, которые потрясли мир“. Я же хочу сказать о десяти днях, которые потрясли Рида. Это мое путешествие по БАМу».
И как говорили в те времена бамовцы, хоть к ним не приехал Высоцкий, но приехал Дин Рид. А еще здесь побывали все известные барды, исполнители авторских песен.
В сентябре 1984 года на неизвестном никому разъезде Балбухта, что на юге Якутии, соединились рельсы двух бригад путеукладчиков — Александра Бондаря, шедшего с запада и Ивана Варшавского — с востока. Это было событие мирового значения. Сразу восемь звезд Героев Социалистического труда, включая — Бондаря и Варшавского, сотни других наград, были вручены бамовцам.
27 октября 1984 года состоялось сквозное открытие движения поездов по всей магистрали БАМа. Дорога пролегла по территории Амурской, Читинской, Иркутской областей, Хабаровского края, Бурятской АССР. На праздник тогда прибыли первые секретари областных, краевых, республиканских партийных комитетов во главе с членом Политбюро, секретарем ЦК КПСС Владимиром Ивановичем Долгих, ныне здравствующим сенатором Совета Федерации.
Для торжественного проезда по единственной хорошо асфальтированной улице столицы БАМа Тынде спецрейсом специально для Владимира Долгих был доставлен правительственный лимузин ЗИЛ-4104. Дину Риду такого приема и не снилось.
Торжество проходило в районе железнодорожного вокзала. Сотни фото-кинокамер, журналисты со всех концов страны, гости из поселков и станций БАМа, представители союзных республик. Ведь каждая республика участвовала в сооружении БАМа.
На встречу с Фордом
Вот и всё. Замкнулось полотно.
И последний выложен портал.
«Золотое» светится звено.
Ты об этом десять лет мечтал.
Но когда оркестр громом брызнет,
Я пойму, что в ливнях и пыли
Лучшую дорогу нашей жизни
Мы с тобою полностью прошли.
Так писал лучший бамовский поэт Владимир Гузий. Да было такое понятие «бамовский» поэт, музыкант, журналист, бамовский характер. К сожалению, Володя не дожил до сегодняшних дней. Да, полотно замкнулось.
Кто мог подумать, что это был последний могучий вздох огромного великана по имени СССР. Что стало с посланцами республик, которые в паспорте в графе гражданство имели запись — СССР, прибыв из Молдавии, как, например, Владимир Титомир из отряда «Молдавский комсомолец» или Индулис Пелманис из Латвии, а посланники Грузии, построившие чудесную станцию Ния-Грузинская. Ведь республики, пославшие их покорять БАМ стали самостоятельными государствами.
Остался на БАМе Владимир Мучицын, комиссар отряда имени 17 съезда комсомола, который докладывал Л.И. Брежневу о готовности построить БАМ. Потом он лично встречал генсека на станции Сковородино Амурской области, когда в ноябре 1974 года, то есть 40 лет назад, Леонид Ильич проезжал мимо БАМа, так и не посетив великую стройку. Он отправлялся на встречу под Владивостоком с американским президентом Джеральдом Фордом. А может, если бы заглянул на БАМ, у него была бы совсем другая судьба? Впрочем, за всю историю БАМа, никто из руководителей страны до стройки так и не доехал.
Развалины былого величия
Мы говорим о визитах великих и знаменитых, но на БАМе среди самих строителей и специалистов было немало таких. Взять только архитекторов, которые создавали станции.
Что с ними, этими станциями происходит сейчас? С шедеврами архитектурной мысли. Большинство прекрасных сооружений, не похожих друг на друга, потому что строились по индивидуальным проектам с учетом местного колорита, сейсмичности района, географического расположения. Они пришли в упадок, разрушились и закрылись.
А шесть тысяч бывших строителей так и не дождались даже самого примитивного жилья, не говоря об архитектурных изысках. Живут в приспособленных засыпных домишках, построенных из горбыля и шлака, или в вагончиках…
И кстати, снова о датах и великих. БАМ начинали строить еще в 1932 году. Для этого в системе ГУЛАГа было создано специальное подразделение БАМлаг во главе с начальником Натаном Френкелем. Был построен так называемый «Малый БАМ» — от станции Сковородино до поселка Тындинский. В 1942 году рельсы «Малого БАМа» были сняты и перевезены на создание Волжской рокады под Сталинград. Таким образом, рельсы БАМа тоже ковали победу в войне.
Среди заключенных был философ, богослов, самый известный в мире мерзлотовед Павел Флоренский. Созданная им в 20-е годы мерзлотная станция работала в Сковородине. В ее задачи входило исследование возможностей строительства в зоне вечной мерзлоты железных дорог, промышленных и гражданских сооружений. А ведь вечная мерзлота занимает 65 процентов территории, по которой пролегает БАМ. Труды Флоренского по мерзлотоведению, созданные именно на территории БАМа, считаются непревзойденными. Ими пользуются во всех странах, строящих мосты и дороги на вечной мерзлоте: США (Аляска), Канада, Норвегия. В 70-е станция была перенесена в Тынду. Вот какие несочетаемые имена, сходятся в одном историческом месте. Сам БАМ дал возможность многим прославиться и найти себя.
Мы дождями умыты,
Мы овеяны ветром,
И не так знамениты,
Как иные поэты.
Но в предутренней просини
Здесь поэзия с нами.
Днём рубившие просеки,
Ночью бредим стихами.
Эти строки написала Тамара Шульга. Она приехала на БАМ с первыми комсомольскими отрядами. Живет в Тынде и поныне. Инженер и поэт, член Союза писателей России, автор пяти поэтических сборников.
А в 1989 году, ровно 25 лет назад началась антибамовская кампания, развернутая сразу в нескольких центральных изданиях о ненужности БАМа, как «самому длинному памятнику эпохи застоя», «дороги в никуда». Очернялось все, что было сделано на БАМе за 15 лет. В 1997 году БАМ расформировали. Началась другая эпоха.
Я знаю, оскорбленный без вины,
Лишенный и достоинства, и славы
Бам снова станет гордостью страны
И вечным достижением державы.
Это стихи Леонтия Махитарова, главного инженера Байкало-Амурской магистрали и поэта. Он умер за три месяца до празднования 25-летия БАМа. А сегодня БАМу 40 и мы также надеемся, что он снова станет гордостью страны.
Фото: Леонид Свердлов/Фотохроника ТАСС