18 ноября 2005 года в Индии завершились американо-индийские учения Cope India-2005. Их результат стал для Пентагона неутешительным. В ходе учебных воздушных боев между Су-30МКИ с F-16 российские истребители продемонстрировали существенное превосходство над американскими. Впрочем, для ВВС США это была не такая уж новость. На Cope India-2004 Су-30К и разгромили F-15 C/D Eagle.
Индийские смотрины
Первая встреча российских и американских истребителей в индийском небе произошла в 2004 году. Индийские ВВС представляли 18 истребителей Су-30К, американские — F-15C. Бои происходили на базе 24-й эскадрильи, расположенной в 120 километрах от Калькутты.
О том, что российские машины, обладающие существенно более высокой маневренностью, одержат верх в ближних боях, было понятно еще до начала ристалищ. Однако никто не ожидал сокрушительного поражения F-15, которым удалось выйти победителями лишь в каждом десятом бое. И это несмотря на то, что у американских пилотов был несравненно больший опыт за счет участия ВВС США во множестве военных конфликтов с применением истребительной авиации.
Но в боях на средней дистанции, где успеха от индийских пилотов никто не ожидал, американцы получили очень обидный щелчок по носу. Су-30К оказались сильнее. Пилоты, пользуясь возможностями РЛС Н001, имели преимущество при отыгрыше пуска управляемых ракет средней дальности в режиме наведения ракет на несколько целей одновременно.
В том же году индийские Су-30К провели серию воздушных боев с F-16C/D ВВС Сингапура в рамках учений Sindex-2004. Результаты по взаимной договоренности стороны не комментировали, ограничившись сообщением о том, что пилоты и истребители продемонстрировали прекрасную подготовку ВВС двух стран. Но индийцы получили ценную информацию о поступающих в ВВС Пакистана истребителях.
Уникальная РЛС «Барс» не уступила АВАКСу
Тайное стало явным уже через год на учениях Cope India-2005. Куда США откомандировали уже более современные и эффективные истребители F-16C Block 50, поступившие на вооружение в 1991 году. Они дислоцируются на авиабазе «Мисава» в Японии. Это самые массовые американские истребители, их количество в ВВС США достигает 700 единиц. И самые востребованные в военных конфликтах. Помимо них американцы подогнали в Индию самолет ДРЛО AWACS E-3 Sentry.
США придавали этим маневрам важнейшее значение. Поскольку речь шла не просто о восстановлении чести мундира, но и об очень серьезных контрактах на продажу истребителей в различные страны. И, следовательно, во что бы то ни стало необходимо было доказать, что они являются лучшими в мире.
Не получилось и на этот раз.
Индийцы выставили пока еще не опробованный в такого рода практических испытаниях российский истребитель поколения 4++ Су-30МКИ. От Су-30К он отличается более совершенной РЛС Н011 «Барс». Что равносильно обретению новых качеств. Станцией такого типа американские производители начинают оснащать лишь истребители пятого поколения. БРЛС истребителей поколения 4++ куда слабее.
Сканирование «Барс» осуществляет при помощи электронного отклонения луча, а не механического перемещения антенны. В связи с чем станция практически не имеет задержки и способна работать с 15 воздушными целями на проходе и сопровождает 4 цели для обеспечения применения оружия без прекращения поиска.
БРЛС обеспечивает картографирование реальным лучом, картографирование с доплеровским сужением луча, картографирование с синтезированной апертурой, селекцию наземных движущихся целей, сопровождение до двух наземных целей. Дальность захвата цели типа «истребитель» — до 140 км. Дальность обнаружения в режиме «воздух-поверхность»: железнодорожный мост — 120 км, эсминец — 150 км, группа танков — 50 км.
На этих учениях положение команд было неравным, поскольку американские истребители имели информационную поддержку со стороны самолета ДРЛО. Принято считать, что такая поддержка является залогом победы над машинами такого же класса, обладающими примерно такими же возможностями. Однако Су-30МКИ, благодаря превосходству радара Н011М «Барс», имеющему фазированную антенную решетку, в большинстве боев выходили победителями.
Что же касается сравнения летных характеристик этих двух самолетов, то Су существенно превосходит «американца». За счет использования двигателей с отклоняемым вектором тяги он способен исполнять уникальные маневры. Наиболее эффектный из них — динамическое торможение («кобра Пугачева»).
У него значительно выше потолок при примерно одинаковой дальности полета. Исходя из физиологических возможностей пилотов, время полета с дозаправками в воздухе было специально ограничено до 8 часов.
Правда, скороподъемность у F-16 выше, что, впрочем, предопределено тем, что он относится к классу легких истребителей, а Су-35 — тяжелых. Но это, как показали воздушные бои, существенного значения не имеет. Скорость у российского самолета выше, чем у американского «легковеса». Но ниже, чем у самолета той же весовой категории F-15.
Далее — везде
Индийские ВВС сделали прекрасную рекламу российскому самолету, превратив его в суперзвезду на регулярно проводящихся во всем мире состязаниях истребителей различных производителей. Громил он в небесах не только американские самолеты.
Во время британо-индийских учений Indra Dhanush-2006 Су-30МКИ «воевал» с евроистребителем-перехватчкиком Tornado F.Mk.3, стоящим на вооружении Королевских ВВС. По признаниям британских пилотов, которым дали «порулить» «сушками», российские истребители существенно превосходят машины, на которых им приходилось летать.
Абсолютно такая же история произошла и год спустя в рамках учений Garuda-III. На сей раз учебные бои происходили с французскими Dassault Mirage 2000.
В 2008 году индийские пилоты приняли участие в грандиозных учениях Red Flag-2008 на территории США в штате Айдахо. Помимо индийцев и хозяев мероприятия в них принимали участие также Франция и Южная Корея. В рамках учений Су-30МКИ решали задачи по поражению наземных объектов, сопровождали ударные группы и при этом вели воздушные бои с самолетами F-15C и F-16, выполняли огневое подавление ПВО условного противника. Со всеми этими задачами Су-30МКИ справились на «отлично», оставив далеко позади и тяжелый F-15, и легкий F-16.
Ну, а на учениях Garuda-IV, которые проходили в 2009 году, индийские пилоты разобрались уже не только с французским «Миражом», но и с совсем новым многоцелевым истребителем Dassault Rafale, который к тому времени эксплуатировался 4 года.
Таким образом, Су-35МКИ зарекомендовал себя лучшим истребителем поколения 4++.
Большой скандал
Ну, а в августе 2008 года произошла сенсация, которая несколько подмочила репутацию компании Lockheed Martin, производящей истребитель пятого поколения F-35. Австралия, которая намеревалась закупить эти машины на 16 млрд. долларов, попросила американцев сравнить на практике истребитель с самолетами «предполагаемого противника». По «старой доброй» традиции противником был назначен российский Су-30. Была составлена имитационная компьютерная программа, в которую ввели данные этих двух самолетов. И, о ужас, продавцы чудо-истребителя оказались в процессе компьютерных сражений разбитыми в пух и прах. Австралийские СМИ сказали об этом так: «избили как детенышей тюленей».
Пентагон немедленно начал проводить контратаку. Генерал Чарльз Дэвис, руководящий программой F-35, заявил, что в ходе этих испытаний ставились «совсем другие задачи». И начал долго и упорно перечислять достоинства новой американской машины, сильнее которой в мире лишь суперистребитель F-22.
Нашлись у истребителя и другие адвокаты. Одни утверждали, что американцы из соображений секретности внесли в компьютер не все возможности F-35. И что воздушные бои типа «один на один» — это вчерашний день современной авиации. Что боевые задачи решаются силами нескольких машин, объединенных единым информационным полем. И что все решают не «красивые пируэты», а точность и дальность действия оружия, чуткость БРЛС, способность защищаться от обнаружения средствами ПВО.
Все это в определенной степени справедливо. Однако странно выглядит позиция производителя, который, рискуя 16-ю миллиардами, предоставляет о своем товаре не слишком выгодную для себя информацию. В конце концов, строго засекречен лишь F-22, который не подлежит продаже даже партнерам по НАТО. F-35 же является вполне коммерческой машиной.
Высказываются также предположения о «происках Боинга», который бьется за то, чтобы заграница покупала его F/A-18E/F Super Hornet.
ЛТХ Су-30МКИ, F-15 C/D Eagle, F-16C Block 50
Длина: 21,94 м — 19,05 м — 15,03 м
Высота: 6,37 м — 5,63 м — 5,09 м
Размах крыла: 14,7 м — 13,05 м — 9,45 м
Площадь крыла: 62 кв.м. — 56,6 кв.м. — 27,87 кв.м.
Нормальная взлетная масса: 24900 кг — 20240 кг — 12800 кг
Максимальная взлетная масса: 34500 кг — 30840 кг — 21770 кг
Тяга двигателей бесфорсажная: 2×7600 кгс — 2×6510 кгс — н/д
Тяга на форсаже: 2×12800 кгс — 2×10650 кгс — 1×13100 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2175 км/ч — 2655 км/ч — 2115 км/ч
Практический потолок: 19800 м — 18300 м — 15200 м
Практическая дальность: 3000 км — 1900 км — 1200 км
Скороподъемность: 13800 м/мин — 15200 м/мин — 16500 м/мин
Экипаж: 2 — 1 — 1
Стрелково-пушечное вооружение: одна 30-мм пушка — одна шестиствольная 20-мм пушка — одна шестиствольная 20-мм пушка
Ракетно-бомбовая нагрузка: 8000 кг — 10700 кг — 8000 кг
Снимок в открытие статьи: СУ-30 МКИ/ Фото: Марина Лысцева/ ТАСС