22 января 1934 года родился ученый, работавший в области систем управления, Игорь Иванович Величко. При его непосредственном участии были созданы баллистические ракеты морского базирования, поступившие на вооружение ВМФ СССР. По точности стрельбы они могли соперничать с аналогичными американскими «Трайдентами». Их модификациями и поныне вооружены российские стратегические подводные лодки.
Выпускник УПИ становится директором ОКБ
Карьерная история Игоря Ивановича Величко (1934 — 2014) незамысловата. После окончания в 1947 году Уральского политехнического института он поступил на должность инженера в НИИ-529 (ныне НПО Автоматики, город Екатеринбург). Вскоре работал уже старшим инженером, затем ведущим, начальником отдела. И в 1983 году возглавил НИИ.
В 1985 году он перешел в расположенное в Миассе Челябинской области СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр им. Макеева) — директором предприятия и генеральным конструктором.
Переход этот был психологически непростым. Потому что Величко пришел на место скоропостижно скончавшегося Виктора Петровича Макеева. Корифея, основателя отечественной школы морского стратегического ракетостроения. Обладателя Ленинской и трех Государственных премий СССР.
Правда, и Величко к тому моменту имел Государственную и Ленинскую премии. И получены они были за работы в той же самой военно-технической области. Потому что НИИ-529 тесно связан с СКБ-385, создавая системы управления для ракет морского базирования, которые разрабатывал Макеев.
Величко начал заниматься ракетами для атомных подводных лодок в начале 70-х годов. Тогда же он и обрел должную степень административного влияния на ход разработок.
Выход на межконтинентальный уровень
Необходимо сказать, что на первом этапе своего существования советские ракеты подводного базирования не были самым слабым звеном в подводном стратегическом флоте СССР. Они вполне «гармонично» вписывались в существовавший на тот момент тактико-технический уровень атомных субмарин. Лодки проигрывали американским по ряду параметров: были более шумными, обладали меньшей скоростью и дальностью. И с аварийностью было далеко не все в порядке. А ракеты имели меньшую дальность и точность. Хоть по «начинке» ракет, то есть по мощности, исчисляемой в килотоннах, наблюдалось примерное равенство.
Так что конструкторские бюро, работавшие на ВМФ, догоняли американских подводников почти во всех категориях разработок. К середине 70-х, когда ВМС США почивали на лаврах, не опасаясь, что «Советы» догонят их в ХХ веке, мы достигли равенства — как количественного, так и качественного. И неумолимо двинулись вперед.
Ситуация выровнялась в связи с появлением лодок проекта 667БДР «Кальмар», начавших поступать на вооружение в начале 70-х годов. Они обладали малой шумностью, имели прекрасное навигационное и акустическое оборудование. Были улучшены условия обитания экипажа.
Их главным оружием стала пусковая установка Д-9 разработки СКБ-385, вооруженная ракетой Р-29 с ЖРД. Она была принята на вооружение в 1974 году. А спустя три года появилась более продвинутая модификация — Д-9Р с шестнадцатью ракетами Р-29Р в боекомплекте.
Это было уже абсолютно современное оружие, позволявшее решать абсолютно все задачи, возлагавшиеся на стратегические атомные подводные крейсеры. Была обеспечена межконтинентальная дальность стрельбы при одновременном увеличении веса боевой нагрузки, повышена точность стрельбы за счет астрокоррекции, применены разделяющиеся головные части (Д-9Р), реализована автономность боевого использования и всепогодность боевого применения ракет с многоракетных атомных подводных лодок из любого района Мирового океана.
Комплекс Д-9Р позволял осуществлять запуск, причем залповый, 16-и ракет Р-29Р. Их дальность в зависимости от полезной нагрузки лежала в диапазоне от 6500 до 9000 км. Вероятное круговое отклонение — 900 м при инерциальной системе наведения на цель с полной астрокоррекцией. Существенное повышение точности (у предыдущих ракет КВО составляло 1500 метров) было достигнуто за счет совершенствования системы управления ракетой. Определенный вклад в новую разработку внес и Игорь Величко.
Головная часть ракеты имела 3 модификации. Мощность моноблочной головки составляла 450 кт. В случае разделяющейся ГЧ устанавливались 3 боевых блока по 200 кт каждый или 7 по 100 кт. И вот здесь Макеев уже опередил конкурентов из «Локхид» на целых три года — именно через три года у подводников США появились первые ракеты с разделяющейся головной частью. Это были уже не «Полярис», а «Трайдент».
Р-29Р до сих пор находятся на вооружении подводного флота России. Регулярно проводятся их пуски, которые все оказываются удачными. Их коэффициент технической надежности равен 0,95.
Продолжая дело Макеева
СКБ-385, работая в тандеме с НИИ-529, создавало новые комплексы под новые ракеты и параллельно проводило глубокую модернизацию уже имеющихся. Да так, что получалось, по сути, новое вооружение, обладающее оригинальным качеством.
Так, в 1983 году на вооружение поступил комплекс Д-19 с первой морской трехступенчатой твердотопливной ракетой Р-39. Она оснащена разделяющейся головной частью с десятью блоками, имеет межконтинентальную дальность стрельбы и размещена на атомной подводной лодке проекта 941 «Щука» рекордного водоизмещения, которое равно 48000 тонн.
А в 1987 году был создан модифицированный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ с десятью боевыми блоками для лодки третьего поколения проекта 667БДРМ «Дельфин». Эту работу уже доводил Игорь Величко, возглавивший ГРЦ им. Макеева. И как непосредственный разработчик системы управлений ракетой, и как новоиспеченный генеральный конструктор СКБ-385.
До 2007 года Р-29РМ имела лучшие тактико-технические характеристики среди российских баллистических ракет подводных лодок. Затем появилась Р-29РМУ2 «Синева», у которой на 200 метров уменьшилось КВО и улучшились средства противодействия ПРО. Но один из главных параметров — энергетическая характеристика — остался прежним. И он является лучшим среди всех баллистических морских ракет мира. Это отношение величины забрасываемого веса к стартовому весу ракеты.
И у Р-29РМ, и у «Синевы» этот показатель равен 46. У «Трайдент-1» — 33, у «Трайдент-2» — 37,5. Это важнейший показатель боевых возможностей ракеты, он определяет динамику ее полета. А это в свою очередь влияет на преодоление системы неприятельской ПРО. В связи с чем «Синеву» даже называют «шедевром морского ракетостроения».
Высокий полет «Лайнера»
Р-29РМУ2 — трехступенчатая жидкостная ракета, дальность которой на 3,5 тыс. км больше, чем у «Трайдент-2», который стоит на вооружении последнего поколения американских подводных ракетных крейсеров. Ракета может нести от 4 до 10 головок индивидуального наведения.
«Синева» обладает повышенной устойчивостью к воздействию электромагнитного импульса. На ней установлен современный комплекс средств преодоления ПРО. Наведение на цель осуществляется комплексно: при помощи инерциальной системы, аппаратуры астрокоррекции и навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, благодаря чему максимальное отклонение от цели удалось снизить до 250 м.
ГРЦ Макеева могло бы стать и законодателем моды в области создания твердотопливных ракет морского базирования. Однако этого не произошло в силу как объективных, так и субъективных обстоятельств. С 1983 по 2004 год на вооружении находились твердотопливные ракеты Р-39 макеевской разработки. Они уступали жидкотопливным Р-29Р и по дальности (на 25%), и по отклонению от цели (вдвое), а их стартовая масса была больше чем в 2 раза.
Но к началу 90-х годов появилось более эффективное топливо, новые электронные компоненты. Да и опыт у миассцев по части создания данного типа ракет уже имелся. И РКЦ приступил к разработке ракеты Р-39УТТХ «Барк», которой должны были вооружаться лодки четвертого поколения проекта 955 «Борей». Однако эта разработка пошла наперекосяк и из-за скудного финансирования, и в связи с развалом СССР. Производство части компонентов оказалось на территориях независимых государств, и им пришлось подыскивать замену. В частности, пришлось менять прекрасное топливо, ставшее «чужим», топливом худшего качества. Удалось провести испытательные пуски лишь трех ракет. И все они оказались неудачными.
В 1998 году проект закрыли. А ракету для «Бореев» отдали Московскому институту теплотехники, прекрасно себя зарекомендовавшему в качестве создателя мобильных комплексов «Тополь-М» и «Ярс». Но во внимание не было принято то обстоятельство, что МИТ никогда не имел дело с ракетами морского базирования. В результате разработка «Булавы» идет крайне непросто и медленно. «Булаву», несомненно, доведут до ума. Но уже сейчас видно, что по дальности и суммарной мощности разделяющихся боезарядов она несколько проигрывает «Синеве».
Однако у «теплотехнической» ракеты есть существенное преимущество — бОльшая живучесть: стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и к лазерному оружию. Противодействие средствам ПРО обеспечено также за счет низкого активного участка и его малой продолжительности. Он, по утверждению главного конструктора ракеты Юрия Соломонова, в 3−4 раза меньше по сравнению с отечественными и иностранными ракетами. То есть все достоинства «Тополя-М» были перенесены и на «Булаву».
В конце нулевых годов была создана новая модификация ракеты «Синева», получившая название «Лайнер». Она способна нести до 12 боеголовок по 100 кт каждая. Причем, как утверждают разработчики, это боеголовки нового типа — «интеллектуальные». Их отклонение от цели составляет 250 метров.
ТТХ ракет Р-29РМУ2.1 «Лайнер» и UGM-133A «Трайдент-2»
Количество ступеней: 3 — 3
Тип двигателя: жидкостной — твердотопливный
Длина: 14,8 м — 13,4 м
Диаметр: 1,9 м — 2,1 м
Стартовая масса: 40 т — 60 т
Забрасываемый вес: 2,8 т — 2,8 т
КВО: 250 м — 120 м
Дальность: 11500 км — 7800 км
Мощность боезаряда: 12×100 кт или 4×250 кт — 4×475 кт или 14×100 кт
Снимок в октрытие статьи: запуск ракеты Trident/ Фото: navy.mil