
О том, как вывести из строя боевой корабль противника да так, чтоб до взрыва враг был ни сном ни духом о готовящемся нападении, противоборствующие стороны задумывались еще на заре мореплавания. На практике воплотить эти замыслы удалось только в XIX веке.
Торпеда Александровского
Споры о том, кто стал первым изобретателем торпед, не утихают по сей день. Если отталкиваться от хронологии, то испытание торпеды Уайтхеда состоялось в октябре 1866 года. Тогда как русский изобретатель Иван Федорович Александровский обратился в Морское министерство с готовым проектом самодвижущейся подводной мины в 1865 году. Увы, Иван Федорович разделил судьбу многих русских изобретателей, чьи гениальные идеи были раздавлены бюрократической машиной.
Удивительно, но создатель подводной лодки и первой в мире торпеды Иван Александровский поначалу писал неплохие пейзажи и даже сдал экзамен на право преподавать живопись в школах. Затем он увлекся фотоделом и запатентовал фотоаппарат собственной конструкции.
Перед началом Крымской войны Александровский побывал в Лондоне, где видел, как англичане готовят свой флот. Изобретателем овладела навязчивая идея создать подводную лодку, и он сделал это. В 1866 году Балтийский судостроительный завод спустил на воду подлодку конструкции Александровского, причем испытания прошли успешно. А годом ранее, как уже говорилось, Иван Федорович предложил проект торпеды. Предполагалось, что подводная мина будет сделана по образу и подобию субмарины Александровского. Но военные эксперты сказали, что идея преждевременна.
Иван Александровский стал вольным механиком и продолжил совершенствовать свою подлодку, а также размышлять о том, как подрывать корабли противника. Он разработал гидрокостюмы, ставшие прообразом современных костюмов водолазов, и тележку с запасом сжатого воздуха, которую водолазы XIX века могли толкать перед собой по дну. Воздуха должно было хватить на несколько часов работы под водой. За это время водолазы могли прикрепить мину к днищу судна противника. Взрывать мину предполагалось электротоком. Эта идея тоже не была осуществлена.
Параллельно Александровский работал и над торпедами. В 1874 году на свои средства он изготовил и представил две модели. Параметры их были таковы: шесть метров в длину, 60 сантиметров в диаметре, скорость — 5 узлов. Через пять лет скорость торпед Александровского возросла до 18 узлов. Изобретатель настаивал на том, что его оружие ничуть не хуже западного, но в 1876 году Россия приняла решение покупать торпеды Уайтхеда. В 1882 году Ивана Федоровича уволили.
«Сигара» Уайтхеда
Одним из первых попытку создать торпеду предпринял австрийский капитан Луппис. Однако ему не удалось решить проблему движения торпеды на определенной глубине. Проекты Лупписа легли в основу разработок англичанина Роберта Уайтхеда, который предложил использовать в качестве двигающей силы сжатый воздух, а для обеспечения хода на глубине — гидростат.
В 1866 году прошли первые испытания торпеды Уайтхеда, которая формой очень напоминала сигару. В длину она имела 3,5 метра, диаметр — 35 сантиметров. Торпеда могла «уплыть» на двести метров, при этом двигалась со скоростью 6 узлов. Несмотря на то, что «сигара» Уайтхеда отклонялась во время движения аж на восемь метров, комиссии торпеда понравилась, и англичанин получил средства на проведение дальнейших работ.
После улучшения управляемости торпеды вопрос о целесообразности применения нового оружия отпал сам собой. В начале 70-х годов было налажено массовое производство торпед Уайтхеда. От России англичанин получил миллион рублей за поставку его торпед, Александровский — три тысячи рублей. Впрочем, торпеды Уайтхеда покупали полтора десятка стран — от Франции до Чили. Естественно, именно оружие Уайтхеда в 1877 году было впервые применено в боевой обстановке. Английский корабль «Шах» атаковал перуанское судно «Гаускар». Правда, торпеда цели не достигла.
Гонка вооружений
В 70-е годы XIX века конструированием торпед увлеклись во всем мире. В 1870 году свой вариант предложил суровый штатовский адмирал Хоуэлл. Двигатель у первой торпеды Хоуэлла был инерционным. Маховику сообщался мощный импульс от внешнего источника, по мере движения скорость маховика падала, поэтому изобретатель установил специальный регулятор, который позволял сохранять стабильную скорость.
Торпеда длиной 3,4 метра в диаметре имела 36 сантиметров. То есть проектировщики из разных стран, не сговариваясь пришли примерно к одним и тем же размерам. Другое дело, что торпеда Хоуэлла поначалу не была способна преодолеть под водой даже двести метров, что серьезно сужало возможности ее применения на практике.
Хоуэлл продолжил работу и довел дальность действия своих торпед до полукилометра, а скорость — до 15 узлов. Заказчиков из США, Бразилии и Франции прельщала цена изделия, которая была вдвое ниже, чем на торпеды Уайтхеда. К тому же американцы провели сравнительные испытания, и продукция Хоуэлла чуть не втрое превзошла изделия английского соперника по точности. Тогда Уайтхед установил на свои торпеды пневматические двигатели и снова оторвался от конкурента.
В торпедах австралийского изобретателя Луи Бреннана двигатель отсутствовал. Управляли ею с берега при помощи больших барабанов, на которые была намотана металлическая проволока. Идея пришла Бреннану, когда он увидел, как убегает катушка с нитками, если потянуть за кончик нити. Барабаны вращались, и семиметровая торпеда плавно уходила от берега. Причем скорость ее была по тем временам выдающейся — до 20 узлов. Торпеда шла к цели на глубине 3−3,5 метров и была способна поразить ее на расстоянии около трех километров.
Рабочую модель Бреннан представил англичанам в 1878 году. Торпеды понравились, в усовершенствованном виде они были приняты на вооружение портов и гаваней спустя пять лет. Но уже в 1906 году их признали устаревшими.
Снимок в открытие статьи: торпеды Роберта Уайтхеда/ Фото: National Media Museum/ Globallookpress