Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
1 апреля 2015 19:20

Просто цирк какой-то!

Малоизвестные факты о первых цирковых артистах

1331

Все дети любят цирк, потому, когда в город приезжает новая труппа, родителям трудно отвертеться от покупки билетов. Впрочем, и взрослые, какими бы серьезными ни старались казаться, с удовольствием ходят в цирк. Мы расскажем, какими были самые первые цирковые представления.

Билет на ярус для всадников

Формально первый цирк появился в Древнем Риме, хотя римляне назвали цирком типичный ипподром, какие были и у греков. Большой Цирк (Circus Maximus) заработал в Риме примерно в 500 году до нашей эры, и представления тут были довольно однообразными. Здесь проводились скачки, размеры цирка позволяли участвовать в соревнованиях сразу двенадцати колесницам. А наблюдать за этим могли до полумиллиона человек, причем только половина мест были стоячими. Так разросся цирк при Гае Юлии Цезаре. Лучшие ложи, естественно, занимали сенаторы. Имелся ярус для всадников.

Большой Цирк, как и Рим, неоднократно горел, деревянные ложи много раз восстанавливали и, к сожалению, не всегда умело. Имеются свидетельства о том, что во время обрушений трибун римляне, пришедшие в цирк, погибали тысячами. Последние скачки здесь были проведены в VI веке. То есть Большой Цирк просуществовал более тысячи лет.

Сегодня развалины величественного Circus Maximus посещают преимущественно туристы. Иногда тут дают концерты рок-группы, у которых хватает средств для аренды столь известной площадки.

Лев против медведя

В городе Византе, который потом разросся в шумный Константинополь, первый цирк появился в начале III века и тоже был предназначен для скачек на колесницах. Правда, в Константинополе выражение «хлеба и зрелищ» имело куда более практический смысл. Соревнования подчас длились целый день, и 50 тысяч зрителей, заполнявших мраморные скамейки, кормили хлебом и рыбой. Кроме того бедняки рассчитывали завладеть мелкими монетками, которые разбрасывали от имени щедрого консула.

Зрители, болевшие за разных возниц, обменивались издевательскими репликами и между разными группами нередко вспыхивали потасовки. По этой причине женщины в цирке сидели отдельно от мужчин. Нередко даже война не могла отвлечь правителей Константинополя от скачек.

Помимо заездов колесниц зрителей развлекали боями между дикими зверями и гладиаторами. Зрелище, как вы можете, догадаться было очень кровавым. Не менее жуткими были схватки между хищниками, когда, например, льва натравливали на медведя.

Позднее в Константинополе стали популярны выступления акробатов и жонглеров, борцов и фокусников. Воображение зрителей поражали канатоходцы и наездники. Страховка в те времена была условной, потому нередко выступления заканчивались травмами и даже гибелью артистов.

Кстати, именно с цирка начался известный погром 532 года, когда зрители, недовольные новыми налогами, с возгласами «Ника!», что означает «Побеждай!», бросились громить правительственные учреждения. (Крики «Ника!» обычно были адресованы возницам.) Восставшие призвали к ответу императора Юстиниана. Но войска подоспели быстро, тогда как у толпы оружия не оказалось. Восстание подавили жестоко. Только в цирке убили несколько десятков тысяч человек.

Потешная палата

О том, что цирк был известен в Древней Руси, свидетельствуют фрески Киево-Софийского собора XI-ХII веков. На них изображены те же ипподромы, которые были популярны у греков и римлян. Причем князь с княгиней, как и положено, восседают в специальных ложах. Другое дело, что артисты, скорее всего, были приезжими. И национальность их установить весьма непросто.

Непосредственно русский цирк вырос из скоморошьих представлений, также известных с незапамятных времен. Группы бродячих скоморохов именовались ватагами. В XVII веке особо популярны были скоморохи, водившие «ученых зверей» — медведей, собак, обезьян. В начале века в Москве была построена Потешная палата. Здесь проводились представления с участием северных оленей, слонов, собак. Правда, в 1648 году скоморошество было запрещено по особому царскому указу.

При Петре Первом были популярны ассамблеи, на которых чего только не вытворяли. Афиши зазывали на выступления «заграничных фигляров», которые демонстрировали удивительные «дивотворствования».

В XIX веке в Москве и Петербурге стали строить стационарные цирки. Но во всех заправляли иностранцы — Жак Турниер, Гаэтано Чинизелли, Луи Сулье, Карл Гинне.

Шапито братьев Никитиных

Первый стационарный русский цирк создали братья Аким, Петр и Дмитрий Никитины — дети крепостных крестьян. Начинали братья с уличных выступлений с шарманкой. Они ходили по саратовским улицам и развлекали зевак. «Газировали», как говорили тогда. Что означало выступать на открытом воздухе и собирать за это чаевые. Старший брат Дмитрий хорошо пел и плясал, средний Петр жонглировал гирями, младший брат Аким выступал в роли конферансье и клоуна.

В 1873 году, скопив деньжат, они открыли первый цирк в Пензе. После чего Никитины построили деревянные и каменные строения в Саратове, Астрахани, Баку, Казани, Киеве и многих других городах. Из-за высокой конкуренции не сразу покорилась Москва. И все же это произошло. Во многом по причине очень демократичных цен.

В цирке братьев Никитиных костяк составляли русские артисты. Здесь, например, выступал и сделал себе имя знаменитый конный акробат Михаил Пащенко. С выступлений у братьев Никитиных зародилась династия Дуровых. Начинали здесь силачи Иван Поддубный и Иван Заикин. Имеются сведения о том, что в то время цирк Никитиных представлял 45 номеров, в которых были задействованы более сотни артистов.

Популярность русского цирка братьев Никитиных росла. В 1896 году их даже пригласили участвовать в торжествах по случаю коронации Николая II.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня