10 апреля 1988 года был торжественно открыт мост Сэто-Охаси, соединяющий японские острова Хонсю и Сикоку. Это грандиозное сооружение длиной 37,3 километра строили 10 лет. Однако у моста более длинная история, растянувшаяся на четыре с лишним десятилетия. За это время были потрачены гигантские средства, погибло немало строителей.
Сэто-Охаси
К построению серии мостов, соединяющих 5 островов Внутреннего моря Японии, впервые подступились в 1955 году. Однако конструкторами не была учтена повышенная опасность работ, связанная с климатическими и сейсмическими условиями. Из-за чего через полгода после начала строительства погиб 171 человек при крушении в тумане парома. Через четыре года начались фундаментальные исследования профиля дна в заливе, штормовых и сейсмических условий. И на основании полученных результатов к 1970 году была подготовлена проектно-строительная документация. Однако вскоре разразился всемирный энергетический кризис, и начало строительства отложили до лучших времен.
Эти времена настали лишь в 1978 году. Строительство, в котором принимали участие 50 тыс. человек и огромное количество техники, продолжалось 10 лет. Было потрачено почти 9 млрд. долларов по масштабу цен того времени. Без жертв не обошлось и на сей раз — к стоимости моста добавились и 17 человеческих жизней.
Сэто-Охаси — это комплекс, состоящий из 6 мостов, вытянувшихся цепочкой на расстояние 37,3 километра. 3 из них — висячие, 3 — вантовые и один — со сквозными фермами. Для возведения опор использовались небольшие островки, рассыпанные в море. Мосты двухуровневые — с железнодорожным полотном и четырехполосным автомобильным шоссе. Максимальное расстояние между опорами — 1100 метров. Высота свай — 194 метра. Мосты построены с таким учетом, что во время приливов под ними могут проходить океанские суда.
Сэто-Охаси является одним из самых прочных мостов в мире. Он способен выдержать землетрясение силой в 8,5 балла.
Акаси-Кайкё
Это одиночный висячий мост через пролив Акаси, соединяющий японские острова Хонсю и Авадзи. Он имеет длину, равную 3911 метров. Что является рекордом для подвесных мостов. Центральный пролет равен 1899 метрам. Акаси-Кайкё до 2004 года был самым высоким мостом в мире (288 м). Впоследствии его превзошел французский виадук Мийо (343 м).
Мост, предназначенный для автомобильного движения, начали строить в 1988 году, а открылся он 10 лет спустя. Это уникальное инженерное сооружение также рассчитано на землетрясения в 8,5 балла. Выдерживает гигантские скорости ветра — до 80 м/сек, и сильные морские течения. Для уменьшения действующих на мост нагрузок используется система маятников, работающих с резонансной частотой конструкции моста.
При строительстве моста было внедрено несколько революционных технологий. Например, был разработан бетон, который не растворяется и отвердевает в воде при заливке.
Мосту принадлежит и еще один рекорд. Если вытянуть в длину все нити диаметром 5,23 мм, из которых свиты несущие тросы, то они обовьют земной шар 7 раз.
Золотые Ворота
Этот мост, находящийся в Сан-Франциско до 1964 года был самым длинным в мире подвесным мостом. Его длина 2737 метров. Этот мост является одним из символов США наряду со статуей Свободы и небоскребом Эмпайр-стейт-билдинг. И как всякое культовое сооружение притягивает к себе толпы туристов, а также массу самоубийц.
Он начал строиться в 1933 году. И был сдан в эксплуатацию уже через 4 года. Центральный пролет моста равен 1280 метрам, а высота — 227 метрам. Вполне понятно, что он, в отличие от японских «собратьев» не рассчитан на сильные землетрясения и свирепые ветра.
Движение по мосту очень плотное, в сутки по нему проезжают 100 тыс. автомобилей. Из-за того, что количество полос в одну и другую сторону изменяется, часто происходят аварии, несмотря на ограничение скорости до 70 км/час.
Циндаоский мост
Это самый длинный в мире мост через водное пространство (42,5 км) — через китайский залив Цзяочжоу. Но он не подвесной, в отличие от вышерассмотренных мостов, а балочный. То есть пролеты не подвешены на тросах, а уложены на громадное количество свай — в данном случае их 5200. На строительство ушло 2,3 млн. куб.м. бетона и 450 тыс. тонн стали. Стоимость моста, построенного за 4 года, — 5,5 млрд. фунтов стерлингов.
Мост был открыт в 2011 году. И сразу же вызвал резкую критику: это дорогостоящее сооружение сократило время поездки между городами Циндао в Хуандао всего лишь на 20−30 минут.
Виадук Мийо
Как уже было сказано выше, это самое высокое в мире мостовое сооружение (343 м). Виадук проходит в южной Франции вблизи города Мийо через долину реки Тарн. Он является частью скоростной автострады между Парижем и Безье. Его дина 2460 метров, ширина — 32 метра. Открыт в 2004 году. Стоимость проекта — 400 млн. евро.
Подвесной мост имеет 6 центральных пролетов по 342 метра и два крайних по 204 метра. Самая высокая опора моста на 9 метров выше Эйфелевой башни. Рекорден и уровень дорожного полотна виадука над уровнем земли — он равен 270 метрам.
Конструкторы моста использовали для монтажа спутник, который контролировал вертикальное перемещение колонн вверх, то есть их «рост» при помощи мощных домкратов. При этом каждая опора расположена в 4-х колодцах глубиной 15 метров и диаметром 5 метров. Отчасти это напоминает фундамент Эйфелевой башни.
Виадук с башней сравнивают постоянно. В определенной степени это вызвано тем, что ее проектировала компания «Эйфель» — которую во время оно создал сам прославленный инженер. Надо отдать должное проектировщикам и строителям. Для столь мощного сооружения стоимость в 400 млн. евро совсем не велика.
Три китайских монстра
Китай является мировым законодателем моды в области скоростных железных дорог. Но чтобы поезда на магнитной подвеске носились со скоростями истребителей времен Второй мировой войны, для них требуется идеально ровное полотно. Земная поверхность таким качеством не обладает, поскольку места прокладывания таких трасс максимально урбанизированы — покрыты сетью транспортных коммуникаций. Поэтому для них строятся виадуки простейшего балочного типа. И тут все зависит не от таланта конструкторов, а от выделяемых на строительство ресурсов. КНР стремительно прогрессирует как в экономическом, так и в техническом отношении, поэтому китайские виадуки регулярно обновляют рекорды. И никто с китайцами по части длины возвышающихся над землей железнодорожных магистралей сравниться не в состоянии.
Третье место принадлежит виадуку (хоть официально он и называется мостом) через реку Вэй. Он дважды пересекает эту реку в месте излучины, а также целый ряд более мелких речушек автострад и железных дорог. Его длина равна 79,7 км. Виадук, построенный в 2008 году, является частью Чжэнчжоуской высокоскоростной железнодорожной линии, соединяющей города Сиань и Чжэнчжоу.
На втором месте — Тяньцзиньский виадук, имеющий длину 113,7 км. Он был открыт в 2011 году. Является составной частью Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороги.
И, наконец, абсолютным чемпионом является Даньян-Куньшаньский виадук, протянувшийся на 164,8 км. Он также является составной частью Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороги. Открыт для движения поездов летом 2011 года. За три года, затраченных на строительство виадука было израсходовано более 10 млрд. долларов. На прокладку скоростной трассы пошло 500 тыс. тонн стали и 2,5 млн. кубометров бетона.
Снимок в открытие статьи: мост Сэто-Охаси/ Фото: Axiom/ZUMA Press/Global Look Press