Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История / 70 лет Победы
7 мая 2015 11:48

Штрафные эскадрильи СССР

Маршал Авиации Александр Ефимов о героях «крылатого штрафбата», воевавших на фронтах Великой Отечественной

31526

Девятое мая — это поистине святая, выстраданная кровью дата. Героям, которые встали на защиту нашей страны в далеком 1941 году, мы обязаны абсолютно всем… В канун великого праздника, Дня Победы, мы публикуем одно из последних интервью с уже ушедшим от нас в 2012 году Маршалом Авиации Александром Николаевичем Ефимовым. Заслуженный военный летчик и лауреат Государственной премии СССР, Александр Николаевич совершил во время войны 222 боевых вылета на штурмовку войск противника и 47 разведывательных полета, уничтожив в общей сложности 85 самолетов противника на аэродромах и 7 в воздушных боях.

За мужество, отвагу, героизм и высокое боевое мастерство летчик дважды был удостоен звания Героя Советского Союза и большого числа государственных наград СССР России и иностранных государств. В последнее время Александр Николаевич Ефимов являлся председателем Российского комитета ветеранов войны и военной службы, Международной ассоциации ветеранских организаций и Международного Клуба ветеранов Второй Мировой войны «Примирение».

«СП»: — Вы помните свой первый полет?

— Вы знаете, знакомство с авиацией у меня произошло, когда мне было четыре года: возле церкви в нашей деревне Кантемировка Воронежской области на вынужденную посадку сел самолет Р-1. Посмотреть на него сбежалась вся деревня, и в первых рядах — мы, ребятишки, которые облепили летающую машину, чтобы хоть руками потрогать эту невидаль. Как водится, начались обсуждения да пересуды… Словом, домой я пришел затемно, за что получил от мамы нагоняй. Тем не менее, на ее вопрос: «Где же ты пропадал?», ответил: «На самолет смотрел — я буду летчиком!». А через некоторое время к нам залетел еще один, агитационный самолет с надписью на борту: «Правда». И снова мы, детвора, тут как тут. После этого мое желание летать укрепилось настолько, что я пошел в планерную школу при «Осовиахиме». Правда, планер УС-4, на котором проходили полеты, мы больше чинили, чем летали на нем. По крайней мере, именно тогда я получил первые азы управления летательным аппаратом тяжелее воздуха.

«СП»: — Был ли у вас выбор между штурмовиком и истребителем или бомбардировщиком, когда вы уже пошли учиться в военную авиационную школу?

— Уже перед войной, когда я учился в школе пилотов в городе Луганске (он же Ворошиловград), мы летали на средних бомбардировщиках «СБ». Нам уже пошили форму, и мы готовились к отправке в войска. Но однажды на наш аэродром приземлился самолет «ИЛ-2». И хотя рядом с нашими бомбардировщиками он выглядел поскромнее, летчик объяснил нам, что штурмовик его прекрасно бронирован, в доказательство чего достал свой пистолет и… выстрелил в мотор. Пуля отскочила от металла, словно и не было ее, после чего мы все уверовали, что перед нами настоящий летающий танк. Настроение летать на «СБ» сразу поубавилось. А тут война… Нашу школу эвакуировали в Уральск, а через некоторое время, когда мы практически были готовы к отправке на фронт, пришел приказ переучить нас на самолет ИЛ-2. Мы с таким желанием стали летать на них, что освоили этот самолет в рекордно короткие сроки.

«СП»: — И на фронт попали уже в качестве летчика штурмовой авиации?

— Да, шел 1942 год, и было мне тогда 19 лет. А бои были жесточайшие. Об их тяжести говорит тот факт, что в среднем практически каждый восьмой вылет становился для летчика последним. В то время за 30 боевых вылетов давали Звезду Героя Советского Союза! И когда я их уже почти налетал, планку передвинули выше — на 60. Подошел к 60-ти — увеличили количество вылетов за Звезду Героя до ста. Но, в конце концов, я получил звание Героя Советского Союза в 1944 году, когда мне было 21 год! А через год, в 1945-м, стал дважды Героем, закончив войну в 22 года. В 23 был уже депутатом Верховного Совета СССР второго созыва — самым молодым за всю историю Верховных Советов.

«СП»: — А какая награда вам более памятна?

— Наверное, первый орден. Однажды получилось так, что командир звена из-за неисправности самолет пошел на посадку, и вместо него ведущим стал я. Мы нанесли удачный удар по артиллерии противника. За тот бой я и получил свою первую награду. Ну, а потом они чередом пошли.

«СП»: — Да, многие остались на полях сражений самой кровопролитной войны на планете…

— И, кстати, были моменты, когда летчик мог погибнуть не в воздухе, а на земле. Помню, как-то зимой я получил приказ нанести удар по немецким артиллерийским позициям. Мы уже сидели в кабинах, когда на посадку зашла соседняя эскадрилья. Видимо, у одного из самолетов была прострелена покрышка, и он, не удержавшись в пределах полосы, помчался прямо на нашу стоянку. Быстро дав команду покинуть машину, я выпрыгнул и пополз по снегу подальше от самолета и… лоб в лоб столкнулся с летчиком-истребителем, который тоже полз подальше от своей машины. Мы, конечно, рассмеялись. А когда мы увидели упавший рядом метровый кусок самолетного винта, который оторвало в результате столкновения самолетов, нам стало не до смеха.

«СП»: — Говорят, что к боям в воздухе привлекались даже штрафники…

— Это, действительно, правда, а не слухи, и не вымысел. Между прочим, эти вот ребята, истребители, с одним из которых я так неожиданно столкнулся, как раз и были штрафниками. Один из них был рядовой, бывший полковник. Он был в реглане, а на голубых погонах остались отпечатки от шпал (знаки отличия старшего командного состава). Они прикрывали нас во время боевого вылета. Но об этом я узнал уже после боя, когда, вернувшись с задания, докладывал на командном пункте о выполнении приказа. Я тогда не поверил. А спустя годы решил узнать правду. Но с кем ни говорил на эти темы, слышал, как правило, только одно: «Да что ты выдумываешь чепуху всякую! Я, мол, провоевал всю войну и не встречал ничего подобного». Тогда я обратился в соответствующие органы с разрешением просмотреть архивы. И через некоторое время мне, действительно, показали директиву «О штрафных эскадрильях», подписанную Сталиным и Василевским.

«СП»: — Была ли необходимость в таких формированиях?

— Была. Другое дело, что в авиации это, может быть, не особенно-то было и нужно. Потому что самолет есть самолет: летчик мог перелететь на сторону врага. И перелетали — таких случаев по немецким архивам за время войны было 66. Так что вскоре Сталин приказал расформировать эти эскадрильи. А провинившихся посылали уже в штрафные батальоны, предварительно разжаловав их в рядовые. Но большая их часть получали 10 лет тюрьмы и воевали в своем полку. И таких примеров масса: генерал-полковник Михаил Петрович Одинцов, маршал Иван Иванович Борзов и многие другие — те, кто показали себя героями, отлично воевали и имели множество правительственных наград. Так что это не сказки и не вымысел, а суровая фронтовая реальность.

«СП»: — А «наркомовские» сто грамм тоже не вымысел?

— Нет. Правда, у нас они назывались не «наркомовскими», а «боевыми». И давались не перед полетом, а на ужин. Лично я долгое время вообще не употреблял спиртное, а отдавал свою порцию сослуживцам. Надо заметить, что полагались подобные «добавки» к ужину только в тех эскадрильях, которые вели боевые действия, то есть летали. Поэтому иногда, когда заданий не было, мы поднимали в воздух пару самолетов, которые давали несколько кругов над батальоном, обозначая, что мы летаем, и вопрос таким образом решался.

Снимок в открытие статьи: летчики-истребители /Фотохроника ТАСС

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Новиков

Первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам

Иван Моисеев

Научный руководитель Института космической политики

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня