Многие, наверное, помнят анекдот про фильм «Подводная лодка в степях Украины». Но вот то, что субмарины имели место быть в степях России — это факт. Именно через эти места подводные лодки во время войны доставлялись на Каспий, Черное и Азовское моря.
Секретный груз
«Красное Сормово» — уникальное предприятие в городе Горький (сейчас это Нижний Новгород). Именно там в строжайшем секрете строили во время войны подводные лодки. Однако, до ближайшего моря — тысячи километров. Как же доставить субмарины до большой воды? Оказывается, это возможно. Более того, благодаря Волго-Донскому каналу их можно было доставить в Азовское и, соответственно, Черное моря. А если плыть еще ниже по течению Волги, не заходя в канал, то и в Каспийское море. Но каким образом, спросите вы, подлодка у всех на виду могла в советское время идти своим ходом до морей? Действительно, построить в строжайшей тайне и тут же раскрыть этот секрет потенциальным вражеским агентам, которые могли оказаться среди местных жителей волжского региона, — это, конечно, перебор.
Поэтому был придуман совершенно простой, но эффективный способ сокрытия секретного груза от досужих взглядов сторонних наблюдателей: транспортировка осуществлялась с помощью плавучих доков, в которые грузили «готовую продукцию», накрывали ее брезентом, маскировали под нейтральный груз, подцепляли к буксиру и отправляли вниз по течению.
Но доставить подводные лодки можно было и к северным морям с выходом в открытый океан. Так, сначала плавучие доки отправляли вверх по Волге. Затем они заходили в Волго-Балтийский канал, откуда через Онежское и Ладожское озера был прямой путь на Балтику. Через эти же озера они попадали по Беломорско-Балтийскому каналу в Онежскую губу Белого моря с последующим выходом в мировой океан. Правда, за это было затрачена чрезвычайно большая цена — несколько сотен тысяч каналармейцев, как называли заключенных, отправленных на прокладку этой водной артерии.
Кстати, впервые построить чудо-канал задумал еще царь Петр Первый. Но тогда эта затея так и осталась всего лишь идеей. Вернулись к теме строительства уже в девятнадцатом веке. Причем, устроили конкурс на лучший проект, победителем в котором стал инженер Всеволод Евгеньевич Тимонов. Его разработка даже получила в Париже на всемирной выставке золотую медаль. Но на этом и успокоились: слишком затратным признали строительство этого канала чиновники из правительства.
Шпионам и иностранцам путь заказан
Первую подлодку заложили на «Красном Сормове» еще в 1930 году. А Беломорканал, кстати был построен в 1931—1933 годах. Были, конечно, и другие стратегические причины его строительства, но одна из них — как раз «военно-морская». В 1934 году со стапелей судостроительного завода был спущен «первенец» третьей серии («Щука»). А так как на предприятии работало много молодежи и делали подлодку на средства, собранные комсомольцами со всего СССР, то субмарину назвали в честь ВЛКСМ — «Комсомолец». Всего до войны на «Красном Сормове» спустили на воду одиннадцать подобных «Щук», пятнадцать «Малюток» (серия «М») и 34 — серии «С».
Но зачем огород городить, спросите вы? Не проще ли возвести завод по строительству подводных лодок в городе у моря или просто воспользоваться площадями существующих судостроительных или судоремонтных заводов в том же Ленинграде, в Северодвинске (где, кстати, проводилась окончательная доводка и ходовые испытания подлодок), да любом другом приморском городе. А они и строились и там, и тут. Просто, как справедливо полагало руководство страны, глупо было бы держать все яйца в одной корзине. К тому же, на Волге было намного спокойней и безопасней. Не надо забывать, что враг не дремал и каждую минуту мог проникнуть на режимное предприятие и, страшно сказать, выведать у рабочих все секреты. А Горький, как известно, был городом закрытым, куда иностранцам и просто иногородним гражданам путь был заказан. Местные жители, конечно, знали, что строят сормовцы, но то местные — за ними строго присматривали соответствующие органы.
Все для фронта, все для победы
Опять же во время Великой Отечественной это был глубокий тыл, где сормовцы могли спокойно делать свое нужное для страны дело. И за время войны они выдали на гора 27 подлодок, в том числе легендарные «С-13». Именно на такой субмарине командир с говорящей фамилией Александр Маринеско потопил гигантский «Вильгельм Густлофф» вместе с сотнями членов экипажей немецких подлодок и танкистов. Всего же на «Красном Сормове» было спущено на воду 275 субмарин, из которых 26 — атомоходы.
Если возвратиться к теме Северодвинского производства, то уже в 1936 году тут заложили соответствующее предприятие, где на верфях строились уже более тяжелые и крупные подлодки — такие по Волге, а тем более узкому и мелкому Беломорканалу доставить до моря было бы затруднительно. Северодвинск, кстати, тоже был и остается по сей день закрытым городом. И именно здесь строились крупнотоннажные субмарины серий «Варшавянка», «Золотая рыбка», «Акула» и другие. Их монтировали из отдельных секций, доставленных по водным артериям из Ленинграда и Горького. И, кстати, не только подводные лодки, но и сторожевики, миноносцы, катера и прочие суда и боевые корабли. Во время войны Северный флот уже имел несколько десятков кораблей разных классов, катеров и вспомогательных судов и плавстредств.
Разрасталась и крепла благодаря «Красному Сормову» и Каспийская флотилия. Кстати, в Баку было и свое производство. Тем не менее, через поволские степи сюда, как было сказано выше, тоже доставлялись для «обкатки» — доводки и ходовых испытаний — сормовские субмарины. Что же сегодня? Буксируют ли плавучие доки вверх и вниз по Матушке-Волге? Об этом, видимо, известно только командованию ВМФ и самим судостроителям. Но они государственных секретов не выдают.
Снимок в открытие статьи: монтаж винта на танкер проекта 19619 на судостроительном заводе «Красное Сормово» / Фото: ТАСС/ Николай Мошков