Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
3 июля 2015 13:52

Авиалегенды Ходынского поля

Славная история старейшего аэродрома, всего семь лет не дожившего до своего 100-летия

11959

3 июля 2003 года с ВПП расположенного на Ходынском поле аэродрома в последний раз взлетел самолет. Это был противолодочный Ил-38, построенный на Ильюшинском авиазаводе по заказу ВМФ Индии. Так завершилась история аэродрома, на котором начиналась отечественная авиация.

Воздушный цирк

Есть в Москве станция метро, название которой никак не вписывается в современное представление о столичной географии. Это «Аэропорт». Расположена она на Ленинградском проспекте рядом с Ходынским полем.

Станция с таким названием существует, но ни поблизости, ни на изрядном от нее удалении никакого аэропорта нет и в помине. А между тем прежде тут был и аэродром, и аэропорт, из которого пассажиры летали не только в пределах страны, но и за границу. Здесь, собственно, и зародилась российская авиация.

В июне 1910 года штаб Московского военного округа выделил несколько гектаров земли на Ходынском поле Московскому обществу воздухоплавания, которое не имело своего аэродрома. И через четыре месяца, в октябре, над Ходынкой начали летать аэропланы.

Изначально проект имел двойное назначение — не только гражданское, но и военное. Здесь выписывал в воздухе «кренделя» эксцентричный авиатор Сергей Уточкин. Здесь летали и порой падали первые энтузиасты авиации, которых по современным критериям следует отнести к приверженцам экстремальных видов спорта. На Ходынке оттачивал мастерство военный пилот Петр Нестеров. Впоследствии, уже при советской власти, здесь испытывали экспериментальные машины Валерий Чкалов и Владимир Коккинаки.

И все же до 20-х годов прошлого века аэродром на Ходынке по большей части выступал в роли «воздушного цирка», где смельчаки в кожаных куртках и очках-«консервах» демонстрировали рекордные трюки.

Имени Троцкого

В 20-е годы, когда в Советском Союзе едва зародилась пассажирская авиация, летали мало. Поскольку дипломатическая служба и налаживание международных связей имели наивысший приоритет, то первый маршрут с Ходынки оказался международным. В мае 1922 года самолеты отсюда начали летать в Берлин с промежуточной посадкой в Кенигсберге. И лишь год спустя командировочные смогли летать из Москвы в Нижний Новгород.

К этому моменту аэродрому было присвоено имя Троцкого. Ну, а потом, когда Троцкий, став личным врагом Сталина, эмигрировал, ходынский аэродром стал называться Центральным аэродромом им. М.В.Фрунзе.

Расширение географии полетов привело к некоторому увеличению пассажиропотока. В связи с чем было принято решение о строительстве здания аэровокзала, как это практиковалось на Западе. Его открыли в 1931 году. Аэровокзал стал первым в СССР, довольно комфортабельным. Через пять лет, когда авиационная техника укрупнилась и потяжелела, в процессе реконструкции на аэродроме была построена бетонная взлетно-посадочная полоса. Впоследствии появилась и вторая ВПП.

А в 1938 году к Ходынке подвели линию метро и открыли станцию «Аэропорт», название которой вполне соответствовало в те годы ее реальному смыслу и назначению.

Однако к этому моменту у Центрального аэродрома по части пассажирских перевозок были уже два конкурента. С 1933 года заработал аэропорт Быково. Хоть он и не имел аэровокзала и бетонной ВПП, но количество его внутренних рейсов постоянно возрастало. Когда же Ходынка и Быково оказались перегруженными, в 1938 году появился аэропорт Внуково, который создавался с прицелом на будущее. Две его ВПП сразу сделали бетонными и вдвое длиннее ходынских — 3500 м против 1800 м.

К 1941 году Внуково стал главным столичным пассажирским аэропортом. А с конца 40-х еще и элитным. Именно ему было предоставлено исключительное право обслуживания рейсов воздушных судов высших должностных лиц страны, глав иностранных государств и правительств, прибывающих в Россию.

Ну а в 1948 году Центральный аэродром полностью искоренил всякую «гражданку», перестав обслуживать пассажирские рейсы. В этот период по указанию Василия Сталина было перестроено здание аэровокзала. Там разместился штаб ВВС Московского военного округа.

На службе ВПК

С самого начала своего существования аэродром имел военную составляющую. После революции она усилилась по сравнению с предреволюционным периодом. Это отразилось и в названии: аэродром Московского общества воздухоплавания в 1924 году был переименован в Научно-Опытный аэродром ВВС СССР. Через два года при аэродроме начал работать Научно-испытательный институт ВВС РККА. На его базе в конечном итоге вырос знаменитый Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны им. Чкалова. В 1932 году он был переведен на аэродром Чкаловский вблизи подмосковного города Щелково.

Перебазирование института было обставлено особо торжественно. С Ходынки поднялись 45 самолетов и торжественным строем прошли над Красной площадью. Головной бомбардировщик ТБ-3 пилотировал Валерий Чкалов.

За два года службы на Ходынке Валерий Павлович совершил 800 полетов, приняв участие в испытании 30 различных самолетов, некоторые из которых пошли в серийное производство. Его самая уникальная работа того периода — испытание «авиаматки», воздушного авианосца, который был способен переносить до пяти истребителей.

В Щелкове Чкалов долго не задержался. С 1933 года он вновь летает над Ходынским полем. Но уже в качестве летчика-испытателя Московского авиационного завода им. Менжинского.

Одной из стратегий Сталина было компактное поселение представителей различных профессий. Создание этаких, условно говоря, общежитий. Так на Верхней Масловке появился городок художников. Писателей селили рядом, тоже у метро «Аэропорт». Были дома ученых, артистов… На Ходынке использовали тот же принцип. Но в отраслевом отношении. Здесь была сгруппирована практически вся авиационная отрасль страны.

Вблизи Центрального аэродрома были построены ведущие авиационные ОКБ: Ильюшина, Микояна, Сухого и Яковлева, а также размещены их производственные мощности. А ранее тут существовал авиационный завод «Дукс», который после революции был переименован в завод № 39 им. Менжинского.

После окончания войны на Ходынку из эвакуации вернулись заводы № 30 (РСК «МиГ»), № 50 (ОАО «Компания Сухой») и № 240 (Авиационный комплекс им. Ильюшина). Именно эти предприятия и стали главными «владельцами» аэродрома. Здесь они проводили испытания и новых, и модернизированных крылатых машин.

Наибольшую активность в этом отношении проявляли ильюшинцы. Здесь был доведен до ума первый серийный реактивный бомбардировщик Ил-28. Здесь проходили испытания как гражданские «хиты», к которым относится Ил-18, долго использовавшийся как правительственный самолет, так и военные машины. Наиболее востребованной и долгоживущей среди которых стал противолодочный самолет Ил-38.

В 70-е годы настала очередь транспортного самолета Ил-76 и лайнера Ил-86. А в конце века опытнейшие летчики-испытатели с Ходынки поднимали в воздух последние модификации широкофюзеляжного Ил-96. В условиях коротковатой ВПП и вплотную приблизившегося к аэродрому города это была филигранная работа.

Летом 2003 года аэродром прекратил существование. Часть самолетов была продана в частный музей энтузиаста Вадима Задорожного. Остальные разрезали на металлолом. И Ходынское поле, и располагавшийся на нем аэродром в настоящее время активно застраиваются жилыми домами.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Григор Шпицен

политолог (Германия)

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня