История
22 июля 2015 09:18

Партизанские методы знаменитого авиаконструктора

Лучшие самолеты Павла Сухого

7370
Советские боевые штурмовики СУ-25 во время полета
Советские боевые штурмовики СУ-25 во время полета (Фото: Скрынников/ РИА Новости)

22 июля 1895 года, ровно 120 лет назад, родился авиационный конструктор Павел Сухой. Вклад Павла Осиповича в отечественную авиацию огромен. Его самолеты не только устанавливали мировые рекорды, но и участвовали в целом ряде локальных военных конфликтов. Созданная им фирма и по сей день выпускает самолеты с уникальной маневренностью, которым по праву принадлежит господство в небе.

Ученик Туполева

Павел Сухой (1895 — 1975) родился в Белоруссии в семье учителя. Год проучился на мехмате Московского университета. Затем переводится в Императорское Высшее инженерное училище на факультет летательных аппаратов тяжелее воздуха. Но через год учеба прерывается — Сухого мобилизуют, он отправляется на Первую мировую воевать в чине прапорщика артиллерии.

Авиаконструктор Павел Сухой
Авиаконструктор Павел Сухой (Фото: ТАСС)

В 1917 году, когда Россия вышла из войны по причине революции, продолжить учебу не представлялось возможным, поскольку все вузы были закрыты. И Сухой, вернувшись на родину, четыре года преподавал в школе математику.

Учебу в училище, которое получило новое название — Московское высшее техническое училище (МВТУ), Павел Осипович возобновил лишь в 1921 году. Здесь судьба связала его с Андреем Туполевым, который стал руководителем дипломного проекта Сухого.

По окончанию училища Сухой пришел в КБ Туполева при ЦАГИ, где 10 лет находился «на третьих ролях». В 1936 году ему представилась возможность продемонстрировать свой творческий потенциал. Сухой, как сотрудник КБ Туполева, принял участие в конкурсе на создание ближнего бомбардировщика. С ним соперничали такие корифеи как Поликарпов, Григорович, Ильюшин. Всего лишь через полгода после получения технического задания Сухой выпустил опытный образец самолета, который и стал победителем конкурса. Самолет назвали Су-2. Его запустили в серию, выпустив более 800 машин, которые успешно воевали во время Великой Отечественной войны.

Бомбардировщик имел солидную для своего класса скорость в 590 км/ч, нес 400 кг бомб и 8 реактивных снарядов на подвеске.

Су-17

Благодаря Су-2 Сухой завоевал солидную репутацию в конструкторской среде. В 1940 году он возглавил собственное ОКБ. Однако спустя девять лет КБ Сухого было закрыто. Несмотря на то, что было готово выпустить сверхзвуковой истребитель. Причиной закрытия стало то, что ни один самолет Сухого не был запущен в серию, уступая на конкурсах машинам ОКБ Микояна-Гуревича и Яковлева.

«Второе рождение» ОКБ Сухого состоялось в 1953 году. Первой серийной машиной стал истребитель-бомбардировщик Су-7, принятый на вооружение в 1960 году. Это был прекрасный самолет, однако отнести его к лучшим разработкам Сухого вряд ли возможно. Ведь он обладал не только рекордной скоростью, но и рекордной аварийностью.

Этого недостатка оказался лишен истребитель-бомбардировщик Су-17 — первый советский самолет с изменяемой геометрией крыла. С 1968 по 1990 год было выпущено почти 2900 Су-17 различных модификаций. Это была глубокая модернизация Су-7. Самолет доказал свою эффективность в целом ряде военных конфликтов. А в Афганской войне оказался единственным из советских боевых самолетов, которые принимали участие в ней от начала до конца.

Летно-технические характеристики Су-17М2:

Длина — 18,87 м

Высота — 4,86 м

Стреловидность крыла — 30 гр./63 гр.

Размах крыла — 13,68м/10,03 м

Площадь крыла — 38,5 кв.м./34,5 кв.м.

Вес пустого самолета — 10445 кг

Максимальный взлетный вес — 18820 кг

Масса боевой нагрузки — 4000 кг

Максимальная скорость у земли — 1350 км/ч

Максимальная скорость на высоте — 2300 км/ч

Дальность полета — 2300 км

Практический потолок — 15400 м

Су-9

Истребитель-перехватчик Су-9 был сделан для борьбы с конкретным самолетом противника. В конце 50-х годов большие неприятности нам доставлял американский разведчик U-2. Эта предельно облегченная машина, летавшая на высоте в 21 км, была недоступна средствам советской ПВО. Именно в результате полета U-2 американской разведке стало известно о расположении космодрома «Байконур». Также он зафиксировал наличие на Кубе советских ракет.

При испытаниях Су-9 и пилотам, и конструкторам довелось столкнуться с такими режимами полета и работы систем самолета, с которыми никто в стране пока не сталкивался. Поскольку машина вышла самой высотной (20000 м) и самой скоростной (2250 км/ч). Запуск ракет на максимальной скорости требовал от пилотов громадного мастерства. Работа воздухозаборника на форсажных режимах была отлажена методом проб и ошибок, когда приходилось работать на грани помпажа. При полетной обкатке Су-9 в связи с работой на неведомых прежде высотах приходилось обкатывать еще и первый гермошлем ГШ-4, который создавал массу неудобств.

Высотными перехватчиками, столь актуальными для ПВО страны, начали вооружать истребительные части в 1959 году. Всего до 1962 года было произведено более 1100 самолетов. При этом ни один Су-9 не был продан заграницу.

Несмотря на заданное в летно-технических характеристиках самолета значение максимальной высоты, пилотами-испытателями оно было существенно превышено. На Су-9 в начале 60-х установлен мировой рекорд высоты — 28857 м. А также абсолютный мировой рекорд высоты установившегося горизонтального полета — 21270 м. Был установлен и мировой рекорд скорости на 500-километровом замкнутом маршруте — 2337 км/ч.

На вооружении в частях ПВО страны Су-9 находился до 1981 года.

Летно-технические характеристики Су-9:

Длина — 18 м

Размах треугольного крыла — 8,54 м

Площадь крыла — 34 кв. м

Угол стреловидности — 60 градусов

Масса пустого — 7675 кг

Нормальная взлетная масса — 11442 кг

Тяга двигателя — 1×6800 кгс

Тяга на форсаже — 1×9600 кгс

Максимальная скорость на высоте — 2230 км/ч

Практическая дальность — 1350 км

Практический потолок — 20000 м

Вооружение — 6 УР «воздух-воздух» РС-2УС или К-55 на 6 точках подвеса.

Су-24

Фронтовой бомбардировщик Су-24 Павел Осипович начал создавать в 1963 году на свой страх и риск. Не имея ни финансирования, ни заказа на машину от военных. Главным качеством нового бомбардировщика должен был стать полет на малых высотах с огибанием рельефа местности с целью прорыва ПВО противника. Также от самолета требовалось совершать укороченные взлеты и посадки. Для чего применили крыло с изменяющейся стреловидностью.

Чтобы получить разрешение на разработку принципиально новой машины, Сухому пришлось действовать партизанскими методами. При Хрущеве создание новых самолетов было, можно сказать, под строгим запретом — все силы и средства оказались брошены на конструирование ракет. Поэтому генеральный конструктор указал в заявке, что Су-24 — это «глубокая модернизация перехватчика Су-15».

Сложность технической проблемы повлекла за собой и построение нескольких различных прототипов. Тот, который впоследствии пошел в серию — Т-6−2И, — совершил первый полет 17 января 1970 года. Потребовалось и большое количество опытно-серийных самолетов — 17, которые проходили особо пристрастные проверки. Перед началом серийного производства прототипы совершили в общей сложности около 2000 испытательных полетов.

Новизна Су-24 состояла и в использовании мощного навигационно-прицельного комплекса «Пума» с цифровым компьютером. Комплекс весил полторы тонны, что потребовало от конструкторов изрядной изворотливости для размещения его на борту отнюдь не тяжелого самолета.

«Пума» решала множество задач. В составе эскадрильи, «коллективно», подавлялись частоты радаров противника. Реализовывалось целеуказание сверхзвуковым ракетам Х-28. Выполнялся полет на малых высотах с огибанием рельефа местности.

Вот эта функция вызывала у военных серьезное недоверие из-за того, что во время Вьетнамской войны американцами было потеряно несколько F-111 именно из-за «незапланированной встречей с землей». Не случайно в клубах пилотов F-111 зачастую вешали листочки с черным юмором: «Эффективность ЗРК не превышает 15%, зенитной артиллерии — 5%, земли — не менее 100%».

Однако эта проблема была решена за счет введения автомата, который в случае сбоя системы отслеживания рельефа, отключал ее и уводил самолет от земли.

Летно-технические характеристики Су-24:

Экипаж: 2

Длина: 24,5 м

Высота: 6,2 м

Размах крыла: 17,64 м/10,37 м

Площадь крыла: 55,1 кв.м./51,0 кв.м.

Угол стреловидности: 16 гр./69 гр.

Масса пустого: 22300 кг

Максимальная взлетная масса: 39700 кг

Тяга двигателей: 2×7800 кгс

Тяга двигателей на форсаже: 2×11200 кгс

Максимальная скорость на высоте: 1700 км/ч

Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч

Длина разбега/пробега: 1150 м/950 м

Боевой радиус: 560 км

Потолок: 11000 м

Боевая нагрузка: 7500 кг

Су-25

Павел Осипович умер в сентябре 1975 года. За полгода до его кончины совершил первый полет штурмовик Су-25, получивший название «Грач».

Одним из главных тактико-технических требований, которые предъявлялись к самолету, стала живучесть в боевых условиях, а также высокая маневренность. Это объясняется тем, что штурмовик «работает» на небольшой высоте, зачастую в непосредственной близости от средств ПВО противника, а также обладает дозвуковой скоростью.

Для этой цели кабина пилота была бронирована листами титана, соединенными по сварным технологиям. В кабине применено бронестекло. Что позволило защитить пилота при попадании 20-мм снаряда. Защищены и все основные агрегаты самолета. Повышенная живучесть была достигнута и за счет дублирования узлов, агрегатов, трубопроводов и электросети.

Статистика Афганской войны подтвердила высочайшую надежность Су-25. Суховские штурмовики в небе этой страны совершили более 60 тыс. боевых вылетов. При этом потеряны лишь 23 машины. В среднем каждый сбитый Су-25 имел 80−90 пробоин.

У погибших самолетов другого типа — истребителей-бомбардировщиков Су-17 — количество пробоин составляло 15−20. За весь период боевых действий в Афганистане не было случаев взрыва топливных баков и потери штурмовика из-за гибели пилота.

Самолет оснащался современным навигационным комплексом, позволяющим осуществлять боевые полеты при любой погоде. Радиотехнический комплекс не только осуществляет связь, но и обнаруживает РЛС противника. Имеются средства создания радиопомех и снижения инфракрасного излучения.

Су-25 имеет мощное наступательное вооружение: двуствольную 30-мм пушку и крепящиеся на 10 узлах подвески бомбы и ракеты различного класса.

Летно-технические характеристики Су-25:

Масса пустого самолета — 9500 кг, максимальная взлетная масса — 17600 кг

Максимальная скорость — 975 км/ч

Практическая дальность — 1850 км

Боевой радиус действия — 1250 км (на высоте), 750 км (у земли)

Практический потолок — 10000 м

Максимальная высота боевого применения — 5000 м.

Последние новости
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный публицист, постоянный член Изборского клуба

Захар Прилепин

Писатель, журналист

Андрей Милюк

Политолог

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня