История
30 января 2016 15:43

Про Малахов курган и кавказскую шашку-убийцу

Людмила Николаева об уникальных экспонатах новой выставки Артиллерийского музея

4106
Адмирал Корнилов на Малаховом кургане. Картина художника Е. Емельянова
Адмирал Корнилов на Малаховом кургане. Картина художника Е. Емельянова (Фото: автора)

«Что ребята, будем умирать?», — так приветствовал защитников Севастополя легендарный адмирал Владимир Корнилов. Он понимал: только сражаясь «ни на жизнь, а на смерть», можно город спасти, отстоять. И ребята — моряки и солдаты — отвечали, соглашаясь, в один голос: «Будем умирать!».

Двадцать две тысячи человек пали смертью храбрых при защите этого города. В том числе, их любимые командиры: вице-адмиралы Корнилов и Нахимов, контр-адмирал Истомин.

В нынешнем году исполняется 160 лет со времени окончания Крымской войны, прославившей Севастополь и его защитников на весь мир. Многие историки называют с тех пор этот наш город на берегу Черного моря не иначе, как «Русская Троя». С этой датой символически совпадает и другая — 210-летие со дня рождения морского полководца Владимира Алексеевича Корнилова. В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи к обеим приурочили выставку «„Отстаивайте же Севастополь!!!“ Памяти адмирала В.А. Корнилова», которая открылась в пятницу.

Она небольшая, но по количеству представленных на ней материалов, весьма насыщенная. Тут и копии архивных документов с пометками Корнилова, и принадлежавшая ему карта города, опять-таки с личными пометками. Ордена, которыми он был награжден за долгие годы службы. Шашка, из-за которой, по преданию погиб. Правда, в виде фотографии.

Её привез недавно из Севастополя Евгений Емельянов — профессиональный художник, работающий много лет в Артиллерийском музее. А ещё — человек, влюбленный в Севастополь. Евгений Юрьевич, внук военного моряка, с детства изучает историю тех черноморских мест. Им посвящены многие его картины, рисунки. Приступая к работе над портретом Владимира Корнилова, Емельянов обратил внимание на приближающиеся «круглые даты», и предложил руководству музея организовать выставку. Его идею руководство одобрило, добавив: сам этим и займись, кому, как не тебе!

— История с шашкой в свое время прогремела на всю Россию, — говорит Евгений Емельянов. — К Корнилову она перешла от его адъютанта Григория Железнова. Тот привез её с Кавказа. Радовался: приобрел за бесценок, заплатив всего 12 рублей, а ведь шашка великолепная, перерубает с легкостью любое другое холодное орудие. Правда, добавил, слава о ней идет нехорошая, да это, мол, пустяк. В первом же бою, выполняя поручение своего адмирала, он решил нацепить её на случай, если в пути случится рукопашная схватка. Схватка случилась, небольшая. Было несколько раненных и всего один убитый — мичман Железнов…

«СП»: И что же адмирал Корнилов — избавился от этой шашки?

— Он очень расстроился, узнав о гибели любимого адъютанта. Но когда товарищи офицера хотели выбросить оружие в море, Владимир Алексеевич воспротивился, уж больно хороша была кавказская шашка, и оставил её у себя. Ровно через год, практически день в день, поднимаясь на Малахов курган, он нацепил её. И через короткое время погиб от близкого взрыва ядра. Взрывом шашка оказалась разрубленной пополам… Какое-то время она хранилась у вдовы вице-адмирала, потом была передана ею в Военно-исторический музей Черноморского флота. Где находится и сейчас. Кстати, именно данная мистическая история породила традицию русских морских офицеров предварительно омывать в стакане с водкой полученные ими именные кортики, дабы снять возможную скверну.

Будучи прошлой осенью в Городе русских моряков, Евгений Емельянов нашел там домик, в котором жил Корнилов. Это двухэтажное здание, дважды восстававшее из пепла — после Крымской войны 1953−1956 гг., и после Великой Отечественной войны. Нашел домик и запечатлел его на своей картине, так же представленной в экспозиции.

Это небольшое полотно нашего современника и «по совместительству» куратора интересной выставки соседствует там с рисунком русского мариниста Ивана Айвазовского. Когда экспозиция только готовилась, реставраторы решили немного обновить рисунок, все-таки 162 года прошло со времени его создания. Сняли верхнее паспарту, и обнаружили под рисунком автограф знаменитого художника. Айвазовский во время Крымской войны бывал в Севастополе, запечатлел многие происходившие тогда события. «Панорама Севастополя с северной его стороны во время осады его союзниками нарисован с натуры художником Айвазовским. Бумага, графитовый карандаш, белила, 1854 г.», — написано его рукой.

Кстати, маринист Айвазовский был дружен с адмиралом Корниловым. Любил изображать его корабль «Двенадцать апостолов» на своих картинах. Владимир Алексеевич не возражал, но каждый раз придирчиво вглядывался в полотно: ничего не перепутал живописец?..

О Корнилове в последние десятилетия у нас вспоминают гораздо реже, чем о его коллеге, вице-адмирале Павле Степановиче Нахимове. Тот все-таки как-то больше на слуху, достаточно вспомнить, например, о Нахимовских училищах. Но вклад Владимира Корнилова в развитие отечественного военного флота, как и в организацию героической обороны Севастополя, слывущего с тех пор городом русских моряков, гордостью и славой России ничуть не меньше. И память о нем должна жить.

Последние новости
Цитаты
Геворг Мирзаян

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Роман Травин

Политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика»

Владимир Лепехин

Директор Института ЕАЭС

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня