Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / День в истории
6 апреля 2016 15:34

«Отличные парни отличной страны»

Пятьдесят лет назад два советских летчика спасли тысячи людей

5378

Песня была душевной, лиричной. И артистка исполняла ее проникновенно, с тихой, щемящей грустью. Слушать мелодию без слез было невозможно:

«Однажды в полете

Мотор отказал,

И надо бы прыгать —

Не вышел полет,

Но рухнет на город

Пустой самолет.

Пройдет, не оставив

Живого следа,

И тысячи жизней

Прервутся тогда…"

Капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов летали на реактивном бомбардировщике ЯК-28, были ровесниками — обоим по 34 года. Первый из Краснодарского края, второй — из Смоленской области.

Летчики проходили службу в 24-й воздушной армии Группы советских войск в Германии. Место дислокации — аэродром Фи́нов неподалеку от города Эберсвальде.

Утро 6 апреля 1966 года. Капустин и Янов подошли к машине. Они и другие летчики ждут приказа на вылет. Задание для звена самое обычное — перегнать новые самолеты на другой аэродром. А приказа все нет — небо затянули густые облака. Наконец, спустя несколько часов, звучит долгожданная команда: «По машинам!»

Полет протекал нормально, но на высоте 4000 метров у самолета Капустина и Янова внезапно отказали оба двигателя. Это предложение даже на бумаге выводить не просто — дух захватывает. А каково было узнать об этом летчикам в заоблачной дали? Что с ними стало, когда место гудения моторов они услышали пронзительную тишину. Их охватил смятение, дрогнуло сердце?

В полете бывает всякое. Случается, закапризничает один двигатель, но чтобы два сразу?! Этот случай — из ряда вон выходящий. Экстремальный, невероятный.

Попытка завести двигатели командира корабля Капустина ни к чему не приводят. Механизмы глухо молчат. Все, конец? Нет выхода?

Но выход из положения был. Очень простой. Бросить машину и катапультироваться. Но…

Облака поредели. Внизу проплывал Западный Берлин. Он был во всем своем великолепии — с замками, храмами, старинными домами и современными зданиями. Торопились по своим делами люди, мчались машины. Разумеется, никто из горожан не подозревал, что над нами нависла смерть. Впрочем, некоторые с недоумением посматривали вверх, на большую серебристую птицу, теряющую силы. «Я работал на 25-этажном здании, — рассказывал очевидец, западноберлинский рабочий В. Шрадер. — В 15 часов 45 минут из мрачного неба вылетел самолет. Я увидел его на высоте примерно полторы тысячи метров. Машина начала падать, затем поднялась, вновь падала и вновь поднималась. И так трижды. Очевидно, пилот пытался выровнять самолет».

У советских летчиков оставалось 30 секунд. Капустин отчаянными усилиями пытался удержать самолет, которого неумолимо тянуло вниз. Уже и прыгать поздно. Впрочем, они и не собирались…

Самолет достиг городских окраин. Впереди мелькнула зеленая полоска. Может, это лес, и рядом найдется площадка, на которую можно будет посадить злосчастный самолет?

Увы, это был не лес, а кладбище. И на нем — люди, много, много людей. Был день Пасхи — немцы пришли отдать почести умершим.

Машина пронеслась над живыми и мертвыми. У летчиков оставались уже не секунды — мгновения! Невероятными усилиями Капустин уводил самолет все дальше и дальше — в безлюдное место.

Вдали появилась полоса воды — это было озеро Штессензее. Туда и направил самолет Капустин. Командир решил садиться на воду, но…

Последнее, что увидели летчики это — дамбу и шоссе, по которому мчались машины. Самолет, словно теряющий сознание человек, последним усилием приподнялся над землей, перевалил через асфальтовую ленту и рухнул в воду.

…О происшедшем узнал весь мир. Жители СССР — тоже, хотя в то время советским людям обычно сообщали только хорошие новости, а о плохих предпочитали молчать. Но то, что случилось, обойти вниманием было невозможно…

Этот случай был особый. Можно сказать, выдающийся. Наши, советские люди спасли тысячи людей! Это можно было сравнить с подвигами героев Великой Отечественной! О Капустине и Янове нужно было писать книги, снимать фильмы…

Но все было иначе. Летчиков с почестями проводили в последний путь, причем, на прощальную церемонию пришло много благодарных немцев. Капустина и Янова посмертно наградили Орденами Красного знамени. И поставили памятник. Но не обычный…

В 1967 году молодой поэт Роберт Рождественский в память о подвиге летчиков написал стихотворение. И попросил композитора Оскара Фельцмана положить его на музыку. Вскоре появилась баллада «Огромное небо».

Сначала свою песню Фельцман предлагал мужчинам — Юрию Гуляеву, Муслиму Магомаеву, Иосифу Кобзону. Но в итоге песню запела женщина — Эдита Пьеха. В 1968 году на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии песня получила несколько наград. Она стала любимой для многих слушателей.

Потом песню исполняли Марк Бернес, Эдуард Хиль и другие артисты. Но самым лучшим и проникновенным было и остается пение Эдиты Станиславовны. От него замирает сердце:

«Стрела самолета

Рванулась с небес,

И вздрогнул от взрыва

Березовый лес…

Не скоро поляны

Травой зарастут…

А город подумал —

Ученья идут…

В могиле лежат

Посреди тишины

Отличные парни

Отличной страны…"

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня