Летом 1907 года, а десять лет до Октябрьской революции в Нижегородской губернии в крестьянской семье родился великий русский физико-химик Игорь Васильевич Петрянов. Так как в деревне Большая Якшень почти все были Петряновы, для отличия добавляли себе еще какую-нибудь фамилию, вот и Игорь Васильевич стал не просто Петрянов, а Петрянов-Соколов, потому что его отцу нравилась соколиная охота. В будущем году весь ученый мир будет отмечать его стодесятилетие.
И есть за что. Проработав почти всю жизнь в секретных закрытых лабораториях, сам он занимался исключительно проблемами защиты всего живого, сначала противохимической защиты, затем защиты от бактериологического оружия. В 1943 году за создание и разработку новых средств защиты от специальных аэрозолей был награжден первым орденом Ленина. В те же военные годы он переключается уже на исследование радиоактивных аэрозолей, на поиски средств защиты от радиации. Вспомним знаменитый фильм времен оттепели, один физик спрашивает другого: «Ты бомбу делал?». Трудно отделить тех, кто делал саму бомбу от тех, кто искал средства защиты от нее, академика Курчатова от академика Тимофеева-Ресовского, академика Сахарова от академика Петрянова-Соколова. Все они защищали свою Родину. Как писал сам академик: «Я ведь аэрозольщик, и главное внимание надо было уделять радиоактивным аэрозолям. В какую только грязь не приходилось лезть. Однако держусь». Он и стал еще в тридцатые годы заведующим лаборатории аэрозолей, занимается исследованием аэродисперсных систем, но в результате изучения этих отравляющих веществ Петрянов создает лучший в мире противогаз.
Затем вместе со своими коллегами создает эффективную систему защиты от радиоактивной опасности. Создает уникальные, действующие и сегодня фильтры, знаменитый «Лепесток Петрянова», защищающий от радиоактивных аэрозолей.
Этими респираторами защищались и ликвидаторы последствий Чернобыльской аварии 1986 года.
В его защиту всего живого входила и русская национальная культура, активно разрушаемая иными чиновниками. Именно Петрянов-Соколов был одним из создателей в 1965 году ВООПИиКа, общества по охране памятников. По сути с этого общества и началось возрождение у нас в Советском Союзе исторической России. 24 июля 1965 года вышло официальное постановление Совмина о создании ВООПИиК. В числе его задач — забота о памятниках и святынях Отечества, чтение лекций по русской культуре и искусству. К популяризации русской мысли, русской традиции привлекаются лучшие отечественные силы. В лекциях начинают упоминаться выдающиеся исторические фигуры, мыслители: Данилевский, Катков, Розанов, Леонтьев, Победоносцев, Иоанн Кронштадтский и Серафим Саровский…
К юбилею общества в прошлом 2015 году я в «Литературной газете» опубликовал статью «Русская партия Советского Союза», где напомнил и о важнейшей роли в защите русских памятников академика Петрянова-Соколова. Статья была посвящена русскому патриотическому движению, но там вскользь упоминалась и основная работа академика Петрянова. К сожалению, перечисляя его достижения в нашей науке и культуре я допустил оплошность, как бы случайно объединив тех, «кто делал бомбу» с теми, кто искал средства защиты от нее. В статье было написано: «Духовными зачинателями, организаторами легального русского национального движения были замечательные учёные, художники, писатели, музыканты — Б. Рыбаков, П. Корин, И. Глазунов, Г. Свиридов, Л. Леонов, В. Солоухин, П. Барановский. Председателем был избран академик И. Петрянов-Соколов, химик, всю жизнь занимавшийся созданием боевых отравляющих веществ…» Всего то и надо было добавить «химик, всю жизнь занимавшийся созданием средств защиты от боевых отравляющих веществ…»
И не только их, он создавал средства защиты от всех систем химического, бактериологического и радиационного оружия.
Он и на самом деле был защитником всего живого на земле, от памятников старины до окружающей нас природы, от чистого воздуха до высокой нравственности. И руководя лабораторией аэрозолей, он сам всю жизнь занимался защитой от этих аэрозолей. Он изучал искусственные аэрозольные облака, а затем использовал это знание для улавливания аэрозолей в изобретенных им противогазах. Когда-то сельский секретарь партячейки благословил его на учебу в МГУ, написав корявым почерком на листе бумаги: «Учись и помни: деревня посылает, не подведи». Вот он и не подвел, еще студентом уже печатал свои научные статьи в журналах. После университета поступал работать в физико-химический институт имени Карпова, где и проработал всю жизнь. Там и академиком стал, и три ордена Ленина получил, и Героем Социалистического труда. Его фильтры «Лепесток Петрянова» и сегодня выпускается у нас десятками миллионов штук.
Он защищает миллионы людей от вредных производств, защищает Байкал, Ясную Поляну, но он же и защищает в Москве известный «Дом Даля», защищает Казанский собор, защищает мои родные КИЖИ, защищает русскую национальную литературу, без которой нет и не будет никакой России, спасал от чиновников фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. И надо сказать, многое ему удавалось. Военные министры поддерживали его культурные проекты, научная общественность помогала ему пробивать новейшие средства для химической защиты.
Ему явно помогала судьба, какой-то небесный знак защиты прикрывал его.
Он был всему защитник: северным рекам, старинным книгам, бесценным фрескам и прежде всего самого человека — от атомного оружия, от отравляющих веществ, от безумных аэрозолей, от бездушного чиновничества. Его вдова Галина Дмитриевна Засухина смело пишет, что «однако в отличие от большинства ученых — творцов ядерного века, он никогда не принимал участия в создании каких-либо видов оружия. Он всегда работал только для защиты людей и от атомной энергии, и от вредных химических веществ, и от аллергенов, си от вирусов. Он ащищал и исторические памятники, спасал разрушающиеся церкви и фрески, книги и книгохранилища…» На мой взгляд — академик Петрянов — один из главных защитников России в нашем трагическом ХХ веке.
Думаю, миллионы людей, спасенные фильтрами Петрянова, лепестками Петрянова, должны теперь подать свой голос на установку памятника Игорю Васильевичу Петрянову-Соколову в Москве, как спасителю всего живого, в том числе и всей старой Москвы.