Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / День в истории
16 июня 2016 17:19

Гудвин, пожиратель кораблей

Песчаные отмели Па-Де-Кале — страшное порождение природы

10661

В этом году исполняется 70 лет с того печального 1946 года, когда в Песках Гудвина погибло 12 судов и кораблей. Среди них выделяются пароход-красавец «Гелена Моджеска», погибший в первом же своем плавании, и большой военный транспорт «Ларэй Виктори». Свой последний «причал» суда нашли в Дуврском проливе Северного моря (Па-де-Кале), где с незапамятных времен существуют несколько огромных песчаных мелей, которые находятся всего в нескольких метрах под поверхностью воды.

Путешествующие пески

Коварность этих подводных ловушек состоит еще и в том, что они «мигрируют» — течения, отливы и приливы перемещают песок под водой, в результате чего мели «путешествуют» вместе с волнами. Именно поэтому долгое время лоцманы не могли обозначить их на морских картах.

Казалось бы, ничего страшного, но за все то время, сколько существует мореплавание, «мутные» воды пролива забрали в плен несколько тысяч судов. И многие десятки тысяч человек только за последние века пропали там без вести! Более того, в глубинах песков покоятся остовы кораблей, потерпевших крушения на мелях в течение нескольких эпох. Не зря мореплаватели присвоили этому месту соответствующее название: «Беспощадный пожиратель судов». В середине прошлого века геологи обнаружили части давно затонувших кораблей аж на пятнадцатиметровой глубине в глубине песков.

Почему же капитанам не удавалось обойти этот опасный участок пути? Во-первых, частые туманы, не дают ясного обзора, во-вторых, сильные волны, которые буквально выбрасывали корабли на дрейфующую мель. И третья причина, наиболее частая — непредсказуемые подводные течения, которые сносят суда, заставляя их отклоняться от заданного направления. В том случае, когда корабль все же попадал на этот коварный участок, шанс на его спасение был только в период до того, как наступит прилив. Иначе судно неизбежно оказывалось пойманным в ловушку.

Все дело в строении дна, которое у кораблей особой округлой формы, не позволяющее им ровно закрепиться на суше (по такому принципу обычно строились парусники). Именно поэтому, когда их выносило на мель, они всегда заваливались на бок, а во время прилива попросту уходили под воду. При штормовых же волнах, оказавшись на опасных песчаных островах, суда тонули моментально. Если же это не корабли, а пароходы или теплоходы, у которых днище ровное, то все равно прилив наносит много песка на борт. С другой стороны волны постоянно смывают песчаный слой. В результате, судно накреняется набок и его затапливает. Часто положение плавсредства (обычно тяжело груженого) на мели такого, что вымывающийся из-под него песчаный слой заставляет судно просто напросто разломиться на две части.

Бизнес на крови

Но то, что представлялось проклятием для моряков, аборигенам тех мест, напротив, казалось милостью свыше. Люди только и ждали, когда очередной корабль с ценными вещами и провиантом попадет в смертельную западню. Англичане юго-восточного побережья обогащались за счет грузов, оставшихся бесхозными в результате гибели судна и команды. Но власти в скором времени запретили подобный произвол. Вместе с тем, они дали возможность жителям легально заработать, спасая корабли — ставя их на воду. Народ, живущий там, настолько поднаторел в этом умении, что здорово конкурировал с профессиональными спасателями на буксирах, любители до последнего боролись с профессионалами за право спасти судно самим и получить за это свои честно заработанные деньги.

Существует и предание, связанное с возникновением этого жестокого песчаного капкана. Древняя легенда гласит, что был здесь когда-то остров одного богатого графа, ведущего неправедный образ жизни. Вот за эти-то прегрешения он и был наказан высшими силами — его земли вместе с замком ушли под толщу морских вод.

По другим местным сказаниям для спасения острова необходимо было построить дамбу. Но церковные служители на собранные народные средства соорудили колокольню. Острова же в итоге не стало. Согласно научным данным, в этом месте суши и в самом деле некогда находился участок, но в силу неких факторов примерно 9−10 веков назад он оказался ниже по отношению к уровню моря, которое размыло его побережье. По мнению геологов, данный участок суши образовался вследствие повреждения морского дна. Другие ученые связывают факт возникновения мели со встречными океаническими и морскими течениями в данном месте.

Здесь находили свой последний приют и пиратские бригантины, и корабли викингов, и суда современности. Одной из наиболее ужасающих катастроф в этом месте была гибель сразу нескольких военных кораблей контр-адмирала Бьюмонта. Дело было поздней осенью в начале XVIII-го века. На море случился ужасный шторм. Корабль выбросило на мель, и в результате разбушевавшейся стихии погибли все три сотни человек, находившиеся на борту, включая адмирала. Также в результате этого страшного шторма кораблекрушение потерпело еще четыре десятка гражданских судов.

Только одному кораблю чудом удалось спастись и по возможности оказать помощь терпящем бедствие людям. По рассказам Норхилла, командира этого оставшегося на плаву судна, их корабль сорвало с якорей и понесло с огромной скоростью. Он и члены его экипажа видели, как люди в надежде выжить забирались на покосившиеся мачты и взывали о спасении. Те, кому это все-таки удалось, попали на их уцелевший корабль. Но большая часть матросов стали жертвами небывалого шторма, и их тела навсегда смешались с обломками погибших кораблей, погребенных в коварных песках.

Смертельная жатва

Но если стихия и своеобразные метеоусловия так мешают определить опасное место, почему бы не поставить там маяк? Еще английскими купцами, заинтересованными в безопасной транспортировке товаров, была высказана мысль о его сооружении. И с этой просьбой они обращались к властям. Даже было множество предложений о целесообразном использовании ресурсов острова, в который можно превратить песчаные мели, осушив их. В результате впервые маяк там установили в 1795-м году. Данное сооружение выглядело так: высокая конструкция из дерева с площадкой наверху для разведения в ночное время суток костра. Но лишь отчасти этот огонь мог указать на место злополучной мели, процент наткнуться на которую оставался все же довольно значительным.

В свое время пытались построить и стационарный маяк. Но песчаная структура не держала основательно закрепленных в ней тяжелых конструкций. Тогда принялись устанавливать маяки на воде. Но и они не были спасением, поскольку сами то и дело находились под угрозой крушения. Так, например, не стало «Южного Гудвина» — маяка, который однажды напоролся на злосчастную сушу. Его экипаж, к сожалению, тоже поглотили под своей толщей страшные пески. Пожалуй, наиболее подходящим вариантом было сопровождение кораблей и пароходов лоцманами. Однако капитанам не всегда хотелось тратиться на данную услугу и терять время. Они считали, что и сами справятся. Так будет быстрее и выгоднее.

Но не всегда их самонадеянность и решения отказаться от помощи в проводке судна были оправданы. Трагическим финалом окончилась попытка пройти данный участок пути самостоятельно для парохода «Виолетта». Судно вместе с сотнями пассажиров потерпело крушение и навсегда осталось погребенным песчаным безжалостным монстром. После этой катастрофы произошло еще несколько подобных ей.

А вот во время Первой и Второй мировых войн были и плюсы у этого коварного места. Песчаные мели превратились для многих вражеских подлодок с членами их экипажей в смертельную западню. В мирное время крушения судов, к сожалению, не закончились. Только за один 46-й год прошлого века гудвинские пески забрали более десяти судов, которые перевозили людей и продовольствие.

И сегодня не придумано надежной защиты от гудвинских песчаных капканов. С каждым годом зловещее кладбище кораблей на мелях все увеличивается. А пассажиры судов, проплывающих мимо этого опасного места, время от времени в периоды отлива, наблюдают ужасающую картину: из воды то тут, то там выглядывают куски ржавых труб, мачт и обломков некогда затонувших здесь кораблей…

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня