Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / День в истории
5 ноября 2016 09:56

Петр I: последний царь и первый император

295 лет назад Россия официально стала империей

7646

75 лет тому назад, в 1941 году, Сталинскую премия I степени получили актеры Николай Симонов и Михаил Жаров, исполнявшие роли Петра и князя Меншикова в гениальном фильме Владимира Петрова (он также был удостоен Сталинской премии) «Петр Первый».

А 295 лет назад, в ноябре 1721 года, Петр I официально принял титул Петра Великого, отца Отечества, императора Всероссийского. Россия стала империей. Как ни странно, но историю Петра мы знаем зачастую именно по этому фильму, созданному по роману Алексея Николаевича Толстого «Петр Первый».

Как написал однажды Александр Сергеевич Пушкин — «Бывают странные сближенья!»… 30 июля 1937 года был издан Приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Именно этот документ открывал сталинскую эпоху «Большого террора». И в этом же году вышла первая серия фильма, каких в стране Советов еще не снимали. Фильм о последнем царе Всея Руси из дома Романовых и о первом Императоре Российской империи Петре Первом.

Сын царя Алексея Михайловича Романова и Натальи Кирилловны Нарышкиной, Петр родился 30 мая 1672 года в Москве. Правда, у царя было еще два сына — Федор и Иван, но ни тот, ни другой явно не были правителями по характеру и жильцами по здоровью. После смерти Алексея Михайловича Петр стал править совместно с братом Иваном, пока тот был жив. А потом, пережив жесточайшее детство и юность со стрелецкими бунтами, яростными попытками сестры Софьи отбить у него трон, Петр все-таки стал тем, кем ему было суждено было стать: создателем Российской Империи.

Но все равно, на первый взгляд странно, почему Сталин решил заказать фильм о царе и царизме, да еще такой?

Сталин, как известно, прекрасно ориентировался в литературе, читал по 600 страниц в день. Но мне кажется, он лопатил художественные и документальные книги не только для того, чтобы пополнить свои знания. Ему нужны были опыт, дух и знания людей, которые остались в истории. И Петр, естественно, в этой череде был одним из столпов для Сталина.

В принципе, вождь мог бы начать и с фильма об Иване Грозном (он так и сделал, но уже в сороковые-пятидесятые годы прошлого века), которого обожал больше Петра. Но Петр был уместнее: за Иваном тянулся кровавый след опричнины, а вот Петр создал армию и флот, каких не знала Европа, построил Петербург, а главное — Петр стал первым самодержцем, которому при жизни дарован был титул отца Отечества. Позже Сталин себе дарует почти такой же: Отец Народов.

А роман Алексея Толстого «Петр Первый» к тридцатым уже увидел свет…

«Ибо не для себя был суров»

Толстой еще в 1917 году написал рассказ «День Петра». Там Петр какой-то полубезумный деспот, да еще и антихрист. Окружают его сплошные жулики и пропойцы. А сам император — просто завистник, исходящий злобой к сытной Европе: «Россия не вошла, нарядная и сильная, на пир великих держав. А подтянутая им за волосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде — рабою». Как-то так…

Но Толстой был не дураком, талантливым начинающим писателем и, что важнее, государственником, как бы сказали сейчас. В 1928 году он опять вспомнил о Петре, написав пьесу «На дыбе» («Петр Первый»). И не зря писателей Сталин назвал «инженерами человеческих душ», Толстой, возможно, угадал, учуял то самое, что стояло за всеми сталинскими действиями. И Петром в рассказе движет уже не зависть, а историческая необходимость заставляет проводить жесткие, но мощные государственные реформы.

Потом, в фильме, в финале-апофеозе, уже все на болотах отстроив, уже убив сына, уже всех шведов победив, Петр скажет: «Суров я был с вами, дети мои, ибо не для себя был суров, но дорога мне была Россия!»

И уж тогда была решена судьба романа «Петр Первый», который Толстой писал всю оставшуюся жизнь, но так и не закончил… Сталин за романом следил пристально, но понимал, что тиражей мало. Если заниматься своим великим образом Генсека через образ великого Императора, нужно подключать кино. Волшебный фонарь. И он подключил.

Все с чистого листа

Вообще, фильм снимали не совсем по роману «Петр Первый». Это не экранизация в полном смысле слова. Режиссер и сценарист Владимир Петров, который начал работу над фильмом вместе с Толстым (во второй серии к ним присоединился сценарист Николай Лещенко), уговорил Толстого не «адаптировать» роман, а сразу создавать оригинальный текст для кино.

Петров был вдохновлен: «Мы должны создать образ не болезненного выродка императорской фамилии, не дебошира и пьяницы, каким часто изображали Петра Первого, а образ крупнейшего государственного деятеля и реформатора своей эпохи. Нельзя забывать также, что это человек чрезвычайно многогранный, наделён многими внутренне и внешне неповторимыми чертами. Задача трудная, тяжёлая, но мы — я уверен — её решим».

Фильм задумали с размахом неслыханным — в три серии. Начать с юности Петра, потом — становление империи и битва со шведами, потом — история царевича Алексея и триумф императора.

Однако, это было практически невозможно. Сталин не любил многосерийных фильмов, говорил, что зритель до конца длинной картины не досидит и надо ему всю историю дать сразу, а не по частям. Но, прочтя сценарий, все-таки разрешил две серии. Видимо, не хотел упускать ни кадра.

Снимать хотели совместно с французами, озвучивать не только на русском, но и на английском и французском языках. Готовилась какая-то грандиозная операция, кинематографическая атака на Европу, вторая, пожалуй, после триумфа «Броненосца «Потемкина» Сергея Эйзенштейна.

Увы, фильм остался русским и для русских. Правда, получил приз на выставке в Париже в 1937 году.

Мин херц

Фильм, конечно, сделали три актера, хотя звезд того времени в нем — хоть отбавляй. Петра сыграл Николай Симонов, царевича Алексея — Николай Черкасов. Но всех перекрыл все-таки Михаил Жаров со своим Светлейшим князем, гениальным пройдохой и талантливым государевым человеком Александром Данилычем Меншиковым.

Рассказывают, что при кинопробе на Жарова напялили огромный и пышный мольеровский парик. Актер выглядел идиотично: из-под буклей глядело очень русское, чуть растерянное лицо с округлым носом и широким подбородком. В зале поднялся гвалт: не годится Жаров! Глупо это все! Но Алексей Толстой, молча смотревший на экран вдруг расхохотался до слез:

— Ведь это же великолепно! Какой предметный урок! Вот что получается с русской головой, если на неё напялить французский парик! Участь Жарова была решена.

Меншиков вошел в историю знаменитым обращением «Мин херц!», с которым свыкся так, что во время вручения ему Сталинской премии за роль, обратился ко всесоюзному старосте Михаилу Калинину — «Мин херц!»…
А вот Николай Симонов был пятнадцатым по счёту актером, пробовавшимся на роль Петра. Один из консультантов фильма начал отчитывать Толстого, когда показывался Симонов: «Но знаете ли, Алексей Николаевич, он единственный актёр, который не похож ни на один из известных двадцати пяти портретов Петра!» — «Неважно, если Симонов сыграет именно так, то запомнят его. Это и будет двадцать шестой портрет, потому что, вспоминая Симонова, будут представлять себе Петра».

Толстой оказался пророком. Петра после в разных фильмах играли многие отличные актеры, но каноном остался именно Симонов.

Интересно, что Симонов, человек высокого роста (182 сантиметра) вынужден был носить специальные сапоги на каблуках, а внутрь подкладывали пробку, ведь в Петре было 204 сантиметра!

Кстати, это и сейчас приличный рост, гигант, а когда во времена Петра средний рост мужиков был 160−165, царь реально возвышался над своими подданными, как монумент.

Подушечка для Жарова

Картину такого размаха в СССР еще не снимали. Она и сейчас-то впечатляет простором батальных сцен. В газетах дали объявление, что идет набор статистов, нужно же было как-то армии организовать Петру и Карлу. Случилось потрясающее: на «Ленфильм» пришло около десяти тысяч человек!

Вот была работа у отбиравших — искали лица, которые, по представлению режиссера, были бы лицами той эпохи. Обратите внимание, что у многих игравших в фильме, например, нет половины зубов, что при Петре было нормально.

Для съемок заказали 1400 треуголок, 200 гренадерских шапок, 1300 туфель, 1000 штыков, и даже 60 тысяч специальных пуговиц…

Наново строились крепость, дом Меншикова (ничего общего, кстати, с реальным дворцом — первым зданием для приемов и ассамблей в Петербурге не имевшим). В Озерках под Питером построили шведскую крепость, которую предстояло штурмовать петровским войскам.

Когда снимали штурм этой крепости, на поле боя заложили подрывные заряды
и пометили их белыми камешками. И понеслось!

Симонов вспоминал: «Зной был страшный. Разрывались дымовые шашки, и мне в суконном костюме было так жарко, что и представить трудно». И все-таки Симонову все страшно нравилось. Он снимался с таким вдохновением, что не обошлось без курьезов.

…В эпизоде после ассамблеи к Меншикову врывается Петр с мундиром из гнилого сукна, которое поставлял на армию Меншиков. «Вор!» — кричит Пётр и с размаху дает в глаз Светлейшему.

Зная темперамент Симонова, Жаров вспоминал: «Я нервничать начал уже с утра. Хожу рассеянный, все из рук валится». Тем временем в одном из углов павильона Симонов готовился к съёмке. А Жаров умоляюще говорил Петрову: «Не нравится мне, сегодня что-то Симонов, уж слишком старательно готовится он к нашей сцене… темперамент нагоняет, значит… убьёт! Ей-богу, убьёт!»

Жаров упросил-таки режиссёра снять эпизод «безопасным» способом, сняв его кусками, чтобы успеть под симоновские удары «подставить подушечку».

Цари и бороды

В сентябре 1937 года первую серию «Петра I» показали в Ленинграде в кинотеатре «Гигант». В Москве фильм пошел сразу в пятнадцати кинотеатрах. За первые одиннадцать дне его посмотрели в стране миллион шестьсот тысяч зрителей. Мирровые кинокритики позже включили первую серию в число десяти лучших фильмов года.
10 апреля 1938 года начались съёмки второй серии, посвящённой второй половине царствования Петра. Она открывается Полтавским боем. Батальные сцены на этот раз снимались в Одессе, куда уехала вся группа, увезя 28 вагонов с грузом — от оружия до бород.

Кстати, о бородах. Момент, когда Петр кромсает бороду боярина Буйносова — один из самых забавных в фильме. Но еще забавнее читать сейчас тот самый указ Петра от 29 августа 1698 года «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с 1 сентября ношение бород:

«Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов»

Вместе с бородами в Одессу поехали даже подлинные царские кареты. Вторая серия «Петра I» вышла на экраны 7 марта 1939 года.

«Жалеть было некогда»

Сталин получил то, что хотел: народу показали вождя, укрепляющего государство и армию, борющегося с реакцией и обожаемого народом. И потом были уже и «Грозный» и «Суворов», и «Нахимов». Империя возрождалась во главе с вождем, и гении ее истории вынуждены были работать на Сталина, затмевая и оправдывая все, что происходило с людьми. Недаром именно Сталину приписывает молва ключевую фразу Петра: «Широко было задумано, жалеть было некогда».

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня